Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 559
i

(1)За по­след­ние сто­ле­тия в ре­зуль­та­те ин­тен­сив­ной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, не­ред­ко осу­ществ­ляв­шей­ся во­пре­ки за­ко­нам при­ро­ды, мно­гие при­род­ные ланд­шаф­ты ока­за­лись раз­ру­ше­ны, ме­ле­ют и за­гряз­ня­ют­ся реки и озёра, со­кра­ща­ет­ся пло­щадь «зелёных лёгких» пла­не­ты  — лесов, сотни видов жи­вот­ных и рас­те­ний на­хо­дят­ся на грани уни­что­же­ния. (2)Раз­ру­ше­ние при­ро­ды гро­зит че­ло­ве­че­ству го­ло­дом, бо­лез­ня­ми, не­ис­чис­ли­мы­ми бед­стви­я­ми в ре­зуль­та­те не толь­ко тех­но­ген­ных, но и при­род­ных ка­та­строф. (3)<...> спа­сти при­ро­ду, в наши дни нужна про­ду­ман­ная и хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ная си­сте­ма мер по её со­хра­не­нию.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  В ре­зуль­та­те без­от­вет­ствен­ной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка, ко­то­рая при­ве­ла к раз­ру­ше­нию при­ро­ды, воз­ник­ла опас­ность ги­бе­ли всего че­ло­ве­че­ства, и по­это­му для со­хра­не­ния жизни нужна си­сте­ма мер по её со­хра­не­нию.

2)  При­род­ные ка­та­стро­фы; за­су­хи, на­вод­не­ния, пыль­ные бури и лес­ные по­жа­ры, ополз­ни и снеж­ные ла­ви­ны в горах  — за­ча­стую яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка, на­ру­ша­ю­щей за­ко­ны при­ро­ды.

3)  Ни одна про­ду­ман­ная и хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ная си­сте­ма мер не по­мо­жет со­хра­нить при­ро­ду, если че­ло­ве­че­ство до­пу­стит, чтобы про­изо­шла тех­но­ген­ная или при­род­ная ка­та­стро­фа.

4)  Ре­зуль­та­том ин­тен­сив­ной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка стало раз­ру­ше­ние мно­гих при­род­ных ланд­шаф­тов, об­ме­ле­ние и за­гряз­не­ние рек и озёр, со­кра­ще­ние пло­ща­дей лесов, уни­что­же­ние сотен видов жи­вот­ных и рас­те­ний.

5)  По­след­ствия раз­ру­ше­ния при­ро­ды в ре­зуль­та­те без­дум­ной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка ги­бель­ны для че­ло­ве­че­ства, по­это­му се­год­ня не­об­хо­ди­ма си­сте­ма мер по со­хра­не­нию при­ро­ды.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 2) со­дер­жит ин­фор­ма­цию, не в пол­ной мере от­ра­жа­ю­щую со­дер­жа­ние тек­ста: в тек­сте нет упо­ми­на­ния о пе­ре­чис­лен­ных в пред­ло­же­нии всех при­род­ных ка­та­стро­фах, кроме того, в дан­ном от­ве­те нет ин­фор­ма­ции о не­об­хо­ди­мо­сти со­зда­ния си­сте­мы мер по спа­се­нию при­ро­ды, о чём го­во­рит­ся в тесте.

Пред­ло­же­ние 3) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста утвер­жда­ет­ся, что си­сте­ма мер по спа­се­нию при­ро­ды может предот­вра­тить тех­но­ген­ные и при­род­ные ка­та­стро­фы.

Пред­ло­же­ние 4) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в тек­сте го­во­рит­ся о не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­не­ния при­ро­ды, а не толь­ко пе­ре­чис­ля­ют­ся факты не­га­тив­но­го воз­дей­ствия на неё че­ло­ве­ка.

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 1) и 5).

 

Ответ: 15|51.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
Никита Соколов 13.01.2015 20:59

По­че­му 1, тут же на­пи­са­но: "по со­хра­не­нию здо­ро­вья", что не со­от­вет­ству­ет со­дер­жа­нию. В самом тек­сте про сохр. при­ро­ды а не людей(в конце). По­че­му не 45?

Татьяна Юдина

В пред­ло­же­нии 2 "Раз­ру­ше­ние при­ро­ды гро­зит че­ло­ве­че­ству го­ло­дом, бо­лез­ня­ми, не­ис­чис­ли­мы­ми бед­стви­я­ми" разве не о со­хран­но­сти здо­ро­вья?

Гость 13.01.2015 23:51

Я не по­ни­маю,по­че­му имен­но под­хо­дит ответ под но­ме­ром 1? ведь нет по­ня­тия в тек­сте" нужна си­сте­ма мер по со­хра­не­нию здо­ро­вья"?

Татьяна Юдина

По­про­буй­те сжать текст, ис­поль­зуя мак­си­маль­ное сжа­тие.Пред­ло­же­ние 1: В ре­зуль­та­те хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти при­ро­да на грани уми­ра­ния.Пред­ло­же­ние 2: раз­ру­ше­ние при­ро­ды гро­зит бе­да­ми че­ло­ве­че­ству. 3:нужна си­сте­ма мер по спа­се­нию при­ро­ды.

В каких ещё пред­ло­же­ни­ях, кроме 5 и 1 ЕСТЬ имен­но такая ин­фор­ма­ция?

Гость 13.12.2015 00:05

По­че­му 4 не под­хо­дит?Ведь в тек­сте го­во­рит­ся о том, что (1)За по­след­ние сто­ле­тия в ре­зуль­та­те ин­тен­сив­ной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, не­ред­ко осу­ществ­ляв­шей­ся во­пре­ки за­ко­нам при­ро­ды, мно­гие при­род­ные ланд­шаф­ты ока­за­лись раз­ру­ше­ны, ме­ле­ют и за­гряз­ня­ют­ся реки и озёра, со­кра­ща­ет­ся пло­щадь «зелёных лёгких» пла­не­ты — лесов, сотни видов жи­вот­ных и рас­те­ний на­хо­дят­ся на грани уни­что­же­ния.

Татьяна Юдина

А где в 4-м мысль о не­об­хо­ди­мо­сти за­щи­ты при­ро­ды? Её нет.

Михаил Конев 15.01.2019 14:42

Где в тек­сте на­пи­са­но о без­от­вет­ствен­ной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка?

Татьяна Стаценко

Хотя бы тут: «...в ре­зуль­та­те ин­тен­сив­ной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, не­ред­ко осу­ществ­ляв­шей­ся во­пре­ки за­ко­нам при­ро­ды...»

Михаил Конев 19.01.2019 06:47

Мо­же­те объ­яс­нить мне связь между ин­тен­сив­ной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью и без­от­вет­ствен­ной? С каких пор слова "ин­тен­сив­ный" и "без­от­вет­ствен­ный" яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми?

Татьяна Стаценко

«Ин­тен­сив­ная де­я­тель­ность ВО­ПРЕ­КИ за­ко­нам при­ро­ды...» Учи­тесь на­хо­дить глав­ные слова.

1
Тип Д2 № 501
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

Не­смот­ря на это

Ведь

Чтобы

По­это­му

По­то­му что


2
Тип Д3 № 7809
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЗАКОН. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ЗАКО́Н, -а, муж.

1.  Не за­ви­ся­щая ни от чьей воли, объ­ек­тив­но на­ли­че­ству­ю­щая не­пре­лож­ность, за­дан­ность, сло­жив­ша­я­ся в про­цес­се су­ще­ство­ва­ния дан­но­го яв­ле­ния, его свя­зей и от­но­ше­ний с окру­жа­ю­щим миром. За­ко­ны при­ро­ды. За­ко­ны дви­же­ния пла­нет. З. об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. За­ко­ны рынка.

2.  По­ста­нов­ле­ние го­су­дар­ствен­ной вла­сти, нор­ма­тив­ный акт, при­ня­тый го­су­дар­ствен­ной вла­стью; уста­нов­лен­ные го­су­дар­ствен­ной вла­стью об­ще­обя­за­тель­ные пра­ви­ла. Кон­сти­ту­ция ос­нов­ной з. го­су­дар­ства. Со­блю­дать за­ко­ны.

3.  Об­ще­обя­за­тель­ное и не­пре­лож­ное пра­ви­ло. За­ко­ны нрав­ствен­но­сти. Не­пи­са­ные за­ко­ны (сло­жив­ши­е­ся нрав­ствен­ные устои, нормы).

4.  Общее на­зва­ние ос­нов­ных прин­ци­пов и идей ре­ли­ги­оз­но­го ве­ро­уче­ния, свод пра­вил какой-н. ре­ли­гии. З. Божий (род. За­ко­на Божия; пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние; также такой пред­мет).


3
Тип Д2 № 14422
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те про­стой под­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.