Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23–27.

(1)Ни­че­го не­обыч­но­го в том, что слу­чи­лось со мной, нет. (2)Я был чем­пи­о­ном и счи­тал­ся самым силь­ным че­ло­ве­ком.

(3)Мне сыз­маль­ства были по душе фи­зи­че­ские упраж­не­ния. (4)Меня увле­ка­ли борь­ба, ме­та­ния и бег на лыжах. (5)В конце кон­цов страсть к силе по­бу­ди­ла к са­мо­сто­я­тель­ным за­ня­ти­ям. (6)Я со­ста­вил пе­ре­чень упраж­не­ний и стал не­уклон­но сле­до­вать ему.

(7)C 1946 по 1953 год я учил­ся в Са­ра­тов­ском су­во­ров­ском учи­ли­ще. (8)Вре­ме­ни для лич­ной тре­ни­ров­ки в рас­по­ряд­ке дня не было. (9)По­это­му я вста­вал за пол­ча­са до подъёма, лишая себя бла­жен­но­го по­лу­ча­са юно­ше­ско­го сна. (10)Мне нра­ви­лось «стро­ить» силу, нра­ви­лось быть силь­ным, и я меч­тал о боль­шой силе, но гру­бая сила, вуль­гар­ная, меня все­гда от­вра­ща­ла. (11)Я ис­пы­ты­вал к ней даже не не­при­язнь  — не­на­висть! (12)Са­мо­сто­я­тель­ные тре­ни­ров­ки весь­ма по­вли­я­ли на те­ло­сло­же­ние и здо­ро­вье. (13)Сем­на­дца­ти лет я при росте 187 см весил за 90 кг  — это был чи­стый му­скуль­ный вес  — я вы­гля­дел даже худым.

(14)После окон­ча­ния Су­во­ров­ско­го учи­ли­ща с се­реб­ря­ной ме­да­лью я по­лу­чил счаст­ли­вую воз­мож­ность про­дол­жать об­ра­зо­ва­ние в Во­ен­но-воз­душ­ной ин­же­нер­ной ака­де­мии имени Жу­ков­ско­го. (15)Уже со вто­ро­го курса я имел су­гу­бо це­ле­вые тре­ни­ров­ки по тяжёлой ат­ле­ти­ке, но они ни­ко­гда не шли за счёт учёбы. (16)После двух лет тре­ни­ро­вок я не­ожи­дан­но для себя вплот­ную при­дви­нул­ся к норме ма­сте­ра спор­та.

(17)То была эпоха мо­гу­че­го аме­ри­кан­ско­го ат­ле­та Пола Эн­дер­со­на. (18)Я жадно впи­ты­вал крохи све­де­ний о его тре­ни­ров­ках из спор­тив­ных жур­на­лов. (19)Я ста­рал­ся раз­га­дать при­ро­ду этой по­ра­зи­тель­ной силы. (20)Я не свя­зы­вал её лишь с весом. (21)Долж­но было быть в тре­ни­ров­ках Эн­дер­со­на и нечто своё, от­лич­ное от при­ня­то­го, того, к чему мы при­вык­ли. (22)После я понял: не­об­хо­ди­мы мас­си­ро­ван­ные тре­ни­ров­ки с по­мо­щью не­боль­шо­го числа глав­ных вспо­мо­га­тель­ных упраж­не­ний, обес­пе­чи­ва­ю­щих ос­нов­ную силу, и ещё рез­кое уве­ли­че­ние весов глав­ных вспо­мо­га­тель­ных упраж­не­ний с од­но­вре­мен­ным со­кра­ще­ни­ем ра­бо­ты над тех­ни­кой клас­си­че­ских упраж­не­ний, ко­то­рая тогда от­ни­ма­ла у нас не­оправ­дан­но много вре­ме­ни.

(23)Оше­лом­ля­ю­щее впе­чат­ле­ние про­из­ве­ли на со­вет­ских лю­би­те­лей спор­та вы­ступ­ле­ния Эн­дер­со­на в Москве и Ле­нин­гра­де 15 и 18 июня 1955 года. (24)Это были пер­вые вы­ступ­ле­ния аме­ри­кан­ских спортс­ме­нов в Со­вет­ском Союзе. (25)Лето 1955 года ока­за­лось по­во­рот­ным в моём от­но­ше­нии к тре­ни­ров­кам. (26)Я окон­ча­тель­но осо­знал, что ав­то­ри­те­ты ли­ша­ют нас воли  — надо ло­мать тре­ни­ров­ку, ис­кать своё и ни­че­го не бо­ять­ся. (27)Тогда я впер­вые на­пи­сал в своей тре­ни­ро­воч­ной тет­ра­ди: «Ничто не власт­но надо мной!»

(28)Я смог про­ник­нуть на тре­ни­ров­ку наших спортс­ме­нов и аме­ри­кан­цев. (29)С вос­тор­гом узнал про­слав­лен­ных ат­ле­тов: в мо­гу­чей стат­но­сти не­то­роп­ли­вый Яков Ку­цен­ко; во всём подчёрк­ну­то зна­чи­тель­ный и на­смеш­ли­вый длин­но­ру­кий Тро­фим Ло­ма­кин; ко­со­ла­пя­щий, слов­но стес­ня­ю­щий­ся своей силы Ар­ка­дий Во­робьёв и литые из от­жа­тых му­ску­лов Ра­фа­эль Чи­миш­кин и Ни­ко­лай Удо­дов. (30)И тут же зна­ме­ни­тые аме­ри­кан­цы, ко­ро­ли жур­наль­ных об­ло­жек: Томми Коно, Стен­ли Стан­чик, Дэвид Шеп­пард, Чарльз Винчи и, ко­неч­но же, Пол Эн­дер­сон. (31)Даже на тре­ни­ров­ке этой горе мышц все ап­ло­ди­ро­ва­ли. (32)При­зна­юсь, вос­по­ми­на­ние о ви­ден­ном мно­гие годы вдох­нов­ля­ло меня в труд­ные ми­ну­ты моих тре­ни­ро­вок. (33)Мне по­чу­ди­лось: боги силы сошли на землю. (34)И даже в меч­тах я не по­ся­гал тогда на ре­кор­ды «че­ло­ве­ка-скалы», как в своих ста­тьях звал Эн­дер­со­на Яков Ку­цен­ко. (35)Но в мою тет­радь уже были впи­са­ны слова «Ничто не власт­но надо мной!». (36)Прочь гип­ноз имён: всё это ли­ша­ет нас силы!

(37)В марте 1957 года вско­ре после зим­ней сес­сии и ка­ни­кул на четвёртом курсе ака­де­мии я «до­стал» с не­обык­но­вен­ной лёгко­стью все­со­юз­ный ре­корд в толч­ко­вом упраж­не­нии. (38) Через не­сколь­ко не­дель по­сле­до­ва­ли новые ре­кор­ды  — в толч­ко­вом упраж­не­нии и рывке! (39)Это было на­столь­ко не­ожи­дан­но и в то же время про­сто, что я на всех сним­ках тех дней улы­ба­юсь под штан­гой. (40)Какой ре­корд? (41)Разве это ре­корд?(42)Штан­га ни­че­го не весит... (43)Я ока­зал­ся в трой­ке силь­ней­ших ат­ле­тов стра­ны (за Алек­се­ем Мед­ве­де­вым и Ев­ге­ни­ем Но­ви­ко­вым). (44)А затем на­ча­лось топ­та­ние на месте из-за травм, со­мне­ний и ди­пло­ма. (45)Со­мне­ния по­жа­ло­ва­ли из-за ро­бо­сти перед но­вы­ми ве­са­ми. (46)Я по­лу­чил не­сколь­ко травм. (47)Нужно было время для об­жи­ва­ния в новых ко­ор­ди­на­тах.

(48)В 1959 году я за­щи­тил на «от­лич­но» ди­плом  — 5 лет и 7 ме­ся­цев уче­ния были по­за­ди. (49)И уже в ап­ре­ле со­вер­шен­но не­ожи­дан­но для себя я «на­крыл» самый гроз­ный ре­корд  — ми­ро­вой ре­корд Эн­дер­со­на в толч­ко­вом упраж­не­нии! (50)Труд­но даже при­бли­зи­тель­но пе­ре­дать, что тво­ри­лось тогда в окруж­ном Доме офи­це­ров Ле­нин­град­ско­го во­ен­но­го окру­га. (51)На­сто­я­щее безу­мие! (52)Топот, рёв, крики, слёзы, объ­я­тия и в то же время порыв, спла­чи­ва­ю­щий всех в еди­ное! (53)С этим ре­кор­дом ко мне пришёл не­офи­ци­аль­ный титул са­мо­го силь­но­го че­ло­ве­ка пла­не­ты. (54)Во вся­ком слу­чае, так име­но­ва­ли меня с того дня. (55)Впер­вые с далёких пред­ре­во­лю­ци­он­ных лет этот титул пе­ре­ко­че­вал в Рос­сию.

 

 

(По Ю. П. Вла­со­ву *)

 

*Юрий Пет­ро­вич Вла­сов  — со­вет­ский тя­же­ло­ат­лет, об­ла­да­тель ти­ту­ла «Самый силь­ный че­ло­век пла­не­ты».

Из пред­ло­же­ний 3−6 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.