Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 58104
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23–27.

(1)Ни­че­го не­обыч­но­го в том, что слу­чи­лось со мной, нет. (2)Я был чем­пи­о­ном и счи­тал­ся самым силь­ным че­ло­ве­ком.

(3)Мне сыз­маль­ства были по душе фи­зи­че­ские упраж­не­ния. (4)Меня увле­ка­ли борь­ба, ме­та­ния и бег на лыжах. (5)В конце кон­цов страсть к силе по­бу­ди­ла к са­мо­сто­я­тель­ным за­ня­ти­ям. (6)Я со­ста­вил пе­ре­чень упраж­не­ний и стал не­уклон­но сле­до­вать ему.

(7)C 1946 по 1953 год я учил­ся в Са­ра­тов­ском су­во­ров­ском учи­ли­ще. (8)Вре­ме­ни для лич­ной тре­ни­ров­ки в рас­по­ряд­ке дня не было. (9)По­это­му я вста­вал за пол­ча­са до подъёма, лишая себя бла­жен­но­го по­лу­ча­са юно­ше­ско­го сна. (10)Мне нра­ви­лось «стро­ить» силу, нра­ви­лось быть силь­ным, и я меч­тал о боль­шой силе, но гру­бая сила, вуль­гар­ная, меня все­гда от­вра­ща­ла. (11)Я ис­пы­ты­вал к ней даже не не­при­язнь  — не­на­висть! (12)Са­мо­сто­я­тель­ные тре­ни­ров­ки весь­ма по­вли­я­ли на те­ло­сло­же­ние и здо­ро­вье. (13)Сем­на­дца­ти лет я при росте 187 см весил за 90 кг  — это был чи­стый му­скуль­ный вес  — я вы­гля­дел даже худым.

(14)После окон­ча­ния Су­во­ров­ско­го учи­ли­ща с се­реб­ря­ной ме­да­лью я по­лу­чил счаст­ли­вую воз­мож­ность про­дол­жать об­ра­зо­ва­ние в Во­ен­но-воз­душ­ной ин­же­нер­ной ака­де­мии имени Жу­ков­ско­го. (15)Уже со вто­ро­го курса я имел су­гу­бо це­ле­вые тре­ни­ров­ки по тяжёлой ат­ле­ти­ке, но они ни­ко­гда не шли за счёт учёбы. (16)После двух лет тре­ни­ро­вок я не­ожи­дан­но для себя вплот­ную при­дви­нул­ся к норме ма­сте­ра спор­та.

(17)То была эпоха мо­гу­че­го аме­ри­кан­ско­го ат­ле­та Пола Эн­дер­со­на. (18)Я жадно впи­ты­вал крохи све­де­ний о его тре­ни­ров­ках из спор­тив­ных жур­на­лов. (19)Я ста­рал­ся раз­га­дать при­ро­ду этой по­ра­зи­тель­ной силы. (20)Я не свя­зы­вал её лишь с весом. (21)Долж­но было быть в тре­ни­ров­ках Эн­дер­со­на и нечто своё, от­лич­ное от при­ня­то­го, того, к чему мы при­вык­ли. (22)После я понял: не­об­хо­ди­мы мас­си­ро­ван­ные тре­ни­ров­ки с по­мо­щью не­боль­шо­го числа глав­ных вспо­мо­га­тель­ных упраж­не­ний, обес­пе­чи­ва­ю­щих ос­нов­ную силу, и ещё рез­кое уве­ли­че­ние весов глав­ных вспо­мо­га­тель­ных упраж­не­ний с од­но­вре­мен­ным со­кра­ще­ни­ем ра­бо­ты над тех­ни­кой клас­си­че­ских упраж­не­ний, ко­то­рая тогда от­ни­ма­ла у нас не­оправ­дан­но много вре­ме­ни.

(23)Оше­лом­ля­ю­щее впе­чат­ле­ние про­из­ве­ли на со­вет­ских лю­би­те­лей спор­та вы­ступ­ле­ния Эн­дер­со­на в Москве и Ле­нин­гра­де 15 и 18 июня 1955 года. (24)Это были пер­вые вы­ступ­ле­ния аме­ри­кан­ских спортс­ме­нов в Со­вет­ском Союзе. (25)Лето 1955 года ока­за­лось по­во­рот­ным в моём от­но­ше­нии к тре­ни­ров­кам. (26)Я окон­ча­тель­но осо­знал, что ав­то­ри­те­ты ли­ша­ют нас воли  — надо ло­мать тре­ни­ров­ку, ис­кать своё и ни­че­го не бо­ять­ся. (27)Тогда я впер­вые на­пи­сал в своей тре­ни­ро­воч­ной тет­ра­ди: «Ничто не власт­но надо мной!»

(28)Я смог про­ник­нуть на тре­ни­ров­ку наших спортс­ме­нов и аме­ри­кан­цев. (29)С вос­тор­гом узнал про­слав­лен­ных ат­ле­тов: в мо­гу­чей стат­но­сти не­то­роп­ли­вый Яков Ку­цен­ко; во всём подчёрк­ну­то зна­чи­тель­ный и на­смеш­ли­вый длин­но­ру­кий Тро­фим Ло­ма­кин; ко­со­ла­пя­щий, слов­но стес­ня­ю­щий­ся своей силы Ар­ка­дий Во­робьёв и литые из от­жа­тых му­ску­лов Ра­фа­эль Чи­миш­кин и Ни­ко­лай Удо­дов. (30)И тут же зна­ме­ни­тые аме­ри­кан­цы, ко­ро­ли жур­наль­ных об­ло­жек: Томми Коно, Стен­ли Стан­чик, Дэвид Шеп­пард, Чарльз Винчи и, ко­неч­но же, Пол Эн­дер­сон. (31)Даже на тре­ни­ров­ке этой горе мышц все ап­ло­ди­ро­ва­ли. (32)При­зна­юсь, вос­по­ми­на­ние о ви­ден­ном мно­гие годы вдох­нов­ля­ло меня в труд­ные ми­ну­ты моих тре­ни­ро­вок. (33)Мне по­чу­ди­лось: боги силы сошли на землю. (34)И даже в меч­тах я не по­ся­гал тогда на ре­кор­ды «че­ло­ве­ка-скалы», как в своих ста­тьях звал Эн­дер­со­на Яков Ку­цен­ко. (35)Но в мою тет­радь уже были впи­са­ны слова «Ничто не власт­но надо мной!». (36)Прочь гип­ноз имён: всё это ли­ша­ет нас силы!

(37)В марте 1957 года вско­ре после зим­ней сес­сии и ка­ни­кул на четвёртом курсе ака­де­мии я «до­стал» с не­обык­но­вен­ной лёгко­стью все­со­юз­ный ре­корд в толч­ко­вом упраж­не­нии. (38) Через не­сколь­ко не­дель по­сле­до­ва­ли новые ре­кор­ды  — в толч­ко­вом упраж­не­нии и рывке! (39)Это было на­столь­ко не­ожи­дан­но и в то же время про­сто, что я на всех сним­ках тех дней улы­ба­юсь под штан­гой. (40)Какой ре­корд? (41)Разве это ре­корд?(42)Штан­га ни­че­го не весит... (43)Я ока­зал­ся в трой­ке силь­ней­ших ат­ле­тов стра­ны (за Алек­се­ем Мед­ве­де­вым и Ев­ге­ни­ем Но­ви­ко­вым). (44)А затем на­ча­лось топ­та­ние на месте из-за травм, со­мне­ний и ди­пло­ма. (45)Со­мне­ния по­жа­ло­ва­ли из-за ро­бо­сти перед но­вы­ми ве­са­ми. (46)Я по­лу­чил не­сколь­ко травм. (47)Нужно было время для об­жи­ва­ния в новых ко­ор­ди­на­тах.

(48)В 1959 году я за­щи­тил на «от­лич­но» ди­плом  — 5 лет и 7 ме­ся­цев уче­ния были по­за­ди. (49)И уже в ап­ре­ле со­вер­шен­но не­ожи­дан­но для себя я «на­крыл» самый гроз­ный ре­корд  — ми­ро­вой ре­корд Эн­дер­со­на в толч­ко­вом упраж­не­нии! (50)Труд­но даже при­бли­зи­тель­но пе­ре­дать, что тво­ри­лось тогда в окруж­ном Доме офи­це­ров Ле­нин­град­ско­го во­ен­но­го окру­га. (51)На­сто­я­щее безу­мие! (52)Топот, рёв, крики, слёзы, объ­я­тия и в то же время порыв, спла­чи­ва­ю­щий всех в еди­ное! (53)С этим ре­кор­дом ко мне пришёл не­офи­ци­аль­ный титул са­мо­го силь­но­го че­ло­ве­ка пла­не­ты. (54)Во вся­ком слу­чае, так име­но­ва­ли меня с того дня. (55)Впер­вые с далёких пред­ре­во­лю­ци­он­ных лет этот титул пе­ре­ко­че­вал в Рос­сию.

 

 

(По Ю. П. Вла­со­ву *)

 

*Юрий Пет­ро­вич Вла­сов  — со­вет­ский тя­же­ло­ат­лет, об­ла­да­тель ти­ту­ла «Самый силь­ный че­ло­век пла­не­ты».

Из пред­ло­же­ний 3−6 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ответ:по душе ИЛИ в конце кон­цов.

Источник: Проб­ный эк­за­мен Москва, 18.03.2025
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

1
Тип 23 № 58102
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Рас­сказ­чик меч­тал быть силь­ным, ему нра­ви­лась сила во всех её про­яв­ле­ни­ях.

2)  Бу­ду­ще­му об­ла­да­те­лю ти­ту­ла «Самый силь­ный че­ло­век пла­не­ты» не­про­сто было со­че­тать учёбу и за­ня­тия спор­том, по­это­му при­хо­ди­лось жерт­во­вать учёбой.

3)  Юрий, вос­хи­щав­ший­ся аме­ри­кан­ским спортс­ме­ном Эн­дер­со­ном ис­кав­ший раз­гад­ку его успе­ха, сумел вы­ра­бо­тать свою си­сте­му тре­ни­ро­вок.

4)  Уви­ден­ное рас­сказ­чи­ком на тре­ни­ров­ке наших и аме­ри­кан­ских спортс­ме­нов стало при­чи­ной его со­мне­ний в себе.

5)  По­бе­ды в жизни спортс­ме­на че­ре­до­ва­лись с пе­ри­о­да­ми «топ­та­ния на месте», но вера в себя («Ничто не власт­но надо мной!») и упор­ство поз­во­ли­ли ему стать об­ла­да­те­лем ти­ту­ла са­мо­го силь­но­го че­ло­ве­ка пла­не­ты.


2
Тип 24 № 58103
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся оши­боч­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 10, 11 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 20, 21 рас­кры­ва­ют, по­яс­ня­ют то, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 19.

3)  В пред­ло­же­нии 29 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния.

4)  В пред­ло­же­нии 36 ука­за­на при­чи­на того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 35.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 50−52 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.


3
Тип 26 № 58105
i

Среди пред­ло­же­ний 17−21 най­ди­те такое (-ие), ко­то­рое (-ые) свя­за­но (-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния. За­пи­ши­те номер(а) этого (-их) пред­ло­же­ния (-ий).


4
Тип 27 № 58106
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме, по­став­лен­ной в ис­ход­ном тек­сте: «Что де­ла­ет че­ло­ве­ка по­бе­ди­те­лем?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт. (Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.