Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Поддерживаемая солдатами, Катя стояла в окровавленной, изорванной в клочья рубашке, пристывшей к телу, ноги от ступней и до самых колен были покрыты черной копотью, вывернутые руки раздулись в плечах синеватыми опухолями. (2)Торопливо схватив шинель, Зюсмильх хотел набросить ее на катины плечи.
— (3)Не надо! — крикнула Катя. — (4)Пусть видит народ, что вы делаете с людьми в своих застенках.
(5)Собрав последние силы, она выпрямилась. (6)Толпа, окаменев от ужаса, смотрела, как поволокли Катю к водокачке. (7)Ноги ее заплетались, и там, где они ступали, на снегу оставались кровавые следы.
(8)У водонапорной башни солдаты повернули Чайку лицом к толпе. (9)Она не могла стоять, и немцы держали ее под руки.
— (10)Сейтшас ти посмотреть и послюшайт, как заступайт за твой шизнь народ, — тихо сказал Зюсмильх и подошел к толпе. — (11)Кто есть шеланий полютшайт тисяча марки — говорийт: кто она? — крикнул он, указывая на Катю.
(12)Толпа молчала...
— (13)Никто не знайт?
(14)В середине толпы поднялся шум.
— (15)Господа охвицеры, отсель не видно, а меня держат! — послышался голос Аришки.
(16)Женщины дергали ее за волосы, хватали за руки, не пускали. (17)Зюсмильх крикнул солдатам, и те кинулись расчищать для Аришки дорогу. (18)Растрепанная, красная, с блудливо бегающими глазами, Аришка выбралась из толпы и, взглянув на Катю, с ужимкой хихикнула:
— (19)Она и есть, господа охвицеры, комиссар в юбке — первая комсомолка в городе.
(20)Зюсмильх и Корф подошли к Кате. Лицо ее было взволнованно, но не страхом, как они ожидали, — искрящиеся радость и торжество сияли в ее глазах.
(22)Гестаповец говорил тихо и вкрадчиво.
— (23)Глюпо умирайт для народ, которий продаваль тебя минута опасность.
(24)Презрительная усмешка искривила губы Кати.
— (25)Это собака, а не народ! — брезгливо взглянув на Аришку, она с трудом приподняла руку и показала на зарево. — (26)Народ там...
(27)Что в это мгновение пронеслось у нее в мыслях? (28)Может, вспомнилось сразу все, что она страстно любила в жизни и чего уж не суждено было ей увидеть возрожденным. (29)Может быть, перед глазами у нее встал ее любимый, ее Федя, и память сквозь глухой ласковый шум сосен повторила его вскрик: «Сказка моя голубоглазая!».
(30)Весь дрожа, Зюсмильх подал команду. (31)Солдаты вскинули винтовки. (32)Люди видели, что еще мгновение — и не станет Кати, рухнет она не снег безжизненным телом.
— (33)Прощай, родная! — выкрикнул высокий старик, стоявший в первом ряду. (34)Он сдернул с головы шапку и поклонился Кате низко-низко, почти до земли, а когда выпрямился, все опять услышали его суровый и по-мальчишески звонкий голос.
— (35)Спасибо тебе... за душу твою великую!
(36)Толпа встрепенулась, ожила.
(37)И вдруг... (38)Что это? (39)Близко, на соседней с пустырем улице загремели выстрелы.
— (40)Рус! (41)Партизанен! — воплем донеслось оттуда.
(42)Корф побледнел и кинулся к танку. (43)Зюсмильх стоял и, мелко стуча зубами, смотрел то на Катю, то на солдат.
— (44)В сердце! (45)Прямо в сердце! — закричал он.
(46)Из-за угла, на белом коне, со сверкающей над головой шашкой, вылетел Федя, следом за ним — Николай Васильев. (47)Катя увидела любимого и почувствовала необыкновенный прилив сил.
(По Н. З. Бирюкову*)
*Николай Зотович Бирюков (1912–1966) — советский писатель.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «В чем заключается патриотизм людей в годы войны?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
(Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В этом тексте патриотизм во время войны проявляется не в громких лозунгах, а в несгибаемой стойкости духа перед лицом пыток и смерти, в готовности принять мученическую смерть как акт обличения врага и призыва к народу, в глубокой вере в свой народ и его освободительную борьбу, в презрении к предателям, в способности даже в последние мгновения жизни думать о любимых и о Родине, и в том, как эта жертва вдохновляет окружающих на сопротивление и получает высшее признание народа. Патриотизм Кати — это ее внутренняя сила, ее вера и ее последний бой, обращенный к соотечественникам.






