Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 597
i

(1)Почти все ис­поль­зу­е­мые нами ма­те­ри­а­лы про­из­во­дят­ся в ос­нов­ном из дру­гих, на­при­мер, пла­стик по­лу­ча­ют из нефти, бу­ма­гу  — из де­ре­ва.(2)Ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые без пе­ре­ра­бот­ки по­сту­па­ют на фаб­ри­ки для про­из­вод­ства дру­гих ма­те­ри­а­лов, на­зы­ва­ют­ся пер­вич­ной ма­те­ри­ей. (3)<...>,пер­вич­ной ма­те­ри­ей яв­ля­ют­ся все ма­те­ри­а­лы, име­ю­щие при­род­ное про­ис­хож­де­ние: де­ре­во, ис­поль­зу­е­мое для из­го­тов­ле­ния ме­бе­ли, хло­пок, со­би­ра­е­мый с рас­те­ний и при­ме­ня­е­мый для про­из­вод­ства тка­ней, и мно­гие дру­гие ма­те­ри­а­лы.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ма­те­ри­а­лы, ис­поль­зу­е­мые че­ло­ве­ком, про­из­во­дят­ся в ос­нов­ном из дру­гих ма­те­ри­а­лов.

2)  Нефть, де­ре­во, хло­пок и мно­гие дру­гие ма­те­ри­а­лы имеют при­род­ное про­ис­хож­де­ние и могут ис­поль­зо­вать­ся без пе­ре­ра­бот­ки.

3)  Пер­вич­ная ма­те­рия  — это не­пе­ре­ра­бо­тан­ные ма­те­ри­а­лы при­род­но­го про­ис­хож­де­ния, ис­поль­зу­е­мые для про­из­вод­ства дру­гих ма­те­ри­а­лов.

4)  Пла­стик по­лу­ча­ют из нефти, бу­ма­гу  — из де­ре­ва, ткани  — из хлоп­ка, со­би­ра­е­мо­го с рас­те­ний.

5)  Для про­из­вод­ства и по­лу­че­ния раз­лич­ных ма­те­ри­а­лов тре­бу­ют­ся не­пе­ре­ра­бо­тан­ные ма­те­ри­а­лы при­род­но­го про­ис­хож­де­ния, иными сло­ва­ми, пер­вич­ная ма­те­рия.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в тек­сте речь идёт не толь­ко о вто­рич­ных ма­те­ри­а­лах, но и о пер­вич­ных.

Пред­ло­же­ние 2) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в тек­сте речь идёт не толь­ко о ма­те­ри­а­лах при­род­но­го про­ис­хож­де­ния, но и о вто­рич­ных.

Пред­ло­же­ние 4) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в тек­сте го­во­рит­ся не толь­ко о том, из чего по­лу­ча­ют пла­стик, бу­ма­гу и ткань, но и даётся ин­фор­ма­ция о воз­мож­но­сти про­из­вод­ства из пер­вич­ной и вто­рич­ной ма­те­рии.

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 3) и 5).

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 1642
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.


2
Тип Д3 № 8067
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МА­ТЕ­РИЯ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

МАТЕ́РИЯ, -и, жен.

1.  Объ­ек­тив­ная ре­аль­ность, су­ще­ству­ю­щая вне и не­за­ви­си­мо от че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния. Формы су­ще­ство­ва­ния ма­те­рии. Живая м. Не­жи­вая м.

2.  Ос­но­ва (суб­страт), из к-рой со­сто­ят фи­зи­че­ские тела. Стро­е­ние ма­те­рии.

3.  То же, что ма­те­ри­ал (в 4 знач.) (разг.). Шёлко­вая м.

4.  перен. Пред­мет речи, раз­го­во­ра (устар. и ирон.). Го­во­рить о вы­со­ких ма­те­ри­ях.