Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 6024
i

(1)Грибы  — боль­шая груп­па ор­га­низ­мов, на­счи­ты­ва­ю­щая в общей слож­но­сти около ста тысяч видов, ши­ро­ко рас­про­странённых по всему зем­но­му шару. (2)В клет­ках гри­бов от­сут­ству­ет хло­ро­филл, обо­лоч­ка со­сто­ит из ве­ще­ства, близ­ко­го к хи­ти­ну жи­вот­ных, в ка­че­стве за­пас­но­го ве­ще­ства на­кап­ли­ва­ет­ся гли­ко­ген. (3)<...> грибы вса­сы­ва­ют пи­та­тель­ные ве­ще­ства, что род­нит их с рас­те­ни­я­ми.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Грибы ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны по всему зем­но­му шару и на­счи­ты­ва­ют около ста тысяч видов.

2)  Боль­шую груп­пу ор­га­низ­мов, ко­то­рая имеет черты как жи­вот­ных, так и рас­те­ний, учёные на­зы­ва­ют гри­ба­ми.

3)  Стро­е­ние кле­ток и воз­мож­ность на­кап­ли­вать гли­ко­ген сбли­жа­ет грибы с жи­вот­ны­ми.

4)  Грибы  — боль­шая груп­па ор­га­низ­мов, име­ю­щая черты как жи­вот­ных, так и рас­те­ний.

5)  В клет­ках гри­бов от­сут­ству­ет хло­ро­филл, что от­ли­ча­ет их от боль­шин­ства рас­ти­тель­ных ор­га­низ­мов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 1) ин­фор­ма­ция не­пол­ная: в тек­сте есть ещё ха­рак­те­ри­сти­ка гри­бов, ука­за­ны их сход­ства с рас­те­ни­я­ми и жи­вот­ны­ми.

В пред­ло­же­нии 3) ин­фор­ма­ция не­пол­ная: в тек­сте есть ещё ха­рак­те­ри­сти­ка гри­бов, ука­за­ны их сход­ства не толь­ко с жи­вот­ны­ми, но и с рас­те­ни­я­ми.

В пред­ло­же­нии 5) ин­фор­ма­ция не­пол­ная: в тек­сте го­во­рит­ся об осо­бен­но­стях гри­бов, ука­за­ны их сход­ства с жи­вот­ны­ми и рас­те­ни­я­ми.

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 2) и 4).

 

Ответ: 24|42.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 6005
i

Какое из при­ведённых ниже слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?

 

Хотя

Так,

К не­сча­стью,

По­сколь­ку

В то же время


2
Тип Д3 № 8086
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ОР­ГА­НИЗМ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ОР­ГА­НИ́ЗМ, -а, муж.

1.  Живое целое, об­ла­да­ю­щее со­во­куп­но­стью свойств, от­ли­ча­ю­щих его от не­жи­вой ма­те­рии. Жи­вот­ные, рас­ти­тель­ные ор­га­низ­мы. Раз­ви­тие ор­га­низ­мов.

2.  Со­во­куп­ность фи­зи­че­ских и ду­хов­ных свойств че­ло­ве­ка. Креп­кий о. Ослаб­лен­ный о.

3.  Слож­но ор­га­ни­зо­ван­ное един­ство, це­лост­ность. Го­су­дар­ствен­ный о.


3
Тип Д2 № 17109
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­став­ной союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?