Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 22 № 60255
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и на­зва­ни­я­ми изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств языка, ко­то­рые упо­треб­ле­ны в них: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

A)  После обеда гос­по­дин сел на диван, под­ло­жив­ши себе за спину по­душ­ку, ко­то­рую в рус­ских трак­ти­рах на­би­ва­ют чем-то чрез­вы­чай­но по­хо­жим на кир­пич и бу­лыж­ник.

(По Н. В. Го­го­лю)

Б)  Ма­ни­лов долго стоял на крыль­це,

про­во­жая гла­за­ми уда­ляв­шу­ю­ся брич­ку, и когда она уже со­вер­шен­но стала не видна, он всё ещё стоял, куря труб­ку.

(Н. В. Го­голь)

В)  —  Как-с? Из­ви­ни­те... я не­сколь­ко туг на ухо, мне по­слы­ша­лось пре­стран­ное слово...

—  Я по­ла­гаю при­об­ре­сти мёртвых, ко­то­рые, впро­чем, зна­чи­лись бы по ре­ви­зии как живые,  — ска­зал Чи­чи­ков.

(Н. В. Го­голь)

Г)  Пан Да­ни­ло стал по­гля­ды­вать на тёмную сто­ро­ну, где из-за леса чер­нел зем­ля­ной вал, из-за вала поды­мал­ся ста­рый за́мок.

(По Н. В. Го­го­лю)

Д)  Пе­ле­рин­ка1 из фе­стон­чи­ков, на ру­ка­вах фе­стон­чи­ки2, одни фе­стон­чи­ки.

(По Н. В. Го­го­лю)

ИЗОБ­РА­ЗИ­ТЕЛЬ­НО-ВЫ­РА­ЗИ­ТЕЛЬ­НЫЕ

СРЕД­СТВА ЯЗЫКА

1)  эпи­фо­ра

2)  ана­фо­ра

3)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

4)  ме­то­ни­мия

5)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

6)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

7)  срав­не­ние

8)  пар­цел­ля­ция

9)  ан­ти­те­за

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

АБВГД

 

_______________________________________

1Во­рот­ник на пла­тье в виде осо­бой на­кид­ки.

2Зуб­ча­тая кайма по краям штор, по по­до­лу жен­ско­го пла­тья и т. п.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Найдём со­от­вет­ствия.

 

А) Срав­не­ние (7)

В пред­ло­же­нии ис­поль­зу­ет­ся срав­ни­тель­ный обо­рот с со­ю­зом «чем»: «на­би­ва­ют чем-то, чрез­вы­чай­но по­хо­жим на кир­пич и бу­лыж­ник». Автор на­пря­мую срав­ни­ва­ет на­бив­ку по­душ­ки с кам­ня­ми, чтобы под­черк­нуть её не­ве­ро­ят­ную жёсткость.

Б) Ме­то­ни­мия (4)

Вы­ра­же­ние «про­во­жая гла­за­ми»  — это клас­си­че­ский при­мер ме­то­ни­мии. Ма­ни­лов про­во­жа­ет брич­ку не бук­валь­но гла­за­ми как фи­зи­че­ским ор­га­ном, а своим взгля­дом, своим вни­ма­ни­ем. Про­ис­хо­дит пе­ре­нос зна­че­ния с ор­га­на чувств на его функ­цию.

В) Ан­ти­те­за (9)

В ре­пли­ке Чи­чи­ко­ва стал­ки­ва­ют­ся два вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих по­ня­тия: «мёртвых, ко­то­рые, впро­чем, зна­чи­лись бы... как живые». Это пря­мое про­ти­во­по­став­ле­ние, на ко­то­ром и стро­ит­ся весь аб­сурд и вся суть его аферы.

Г) Син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм (3)

В этом пред­ло­же­нии автор ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, чтобы со­здать еди­ную, па­но­рам­ную кар­ти­ну. Он стро­ит две части по аб­со­лют­но оди­на­ко­вой син­так­си­че­ской мо­де­ли.

Да­вай­те по­смот­рим на эту мо­дель. Для на­гляд­но­сти мы можем мыс­лен­но под­ста­вить опу­щен­ное со­юз­ное слово «где» во вто­рую часть:

(где) [об­сто­я­тель­ство места] [ска­зу­е­мое] [под­ле­жа­щее]

(где) из-за леса чер­нел вал

(где) из-за вала поды­мал­ся замок

Д) Эпи­фо­ра (1)

Фраза по­стро­е­на на по­вто­ре­нии од­но­го и того же слова в конце каж­дой части: «на ру­ка­вах фе­стон­чи­ки, одни фе­стон­чи­ки». Такой приём — по­вто­ре­ние слова или груп­пы слов в конце смеж­ных от­рез­ков речи — на­зы­ва­ет­ся эпи­фо­рой.

 

Ответ: 74931.

Источник: Стат­Град: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 21.10.2025. Ва­ри­ант РЯ2510202
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 22 ЕГЭ. Ос­нов­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка

ЗА­ДА­НИЕ 22 ЕГЭ (вве­де­но в 2024-2025 уч.году): АНА­ЛИЗ СРЕДСТВ ВЫ­РА­ЗИ­ТЕЛЬ­НО­СТИ

 

За­да­ние 26 на со­от­вет­ствие по теме изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств за­ме­не­но новым за­да­ни­ем 22, не преду­смат­ри­ва­ю­щим опоры на мак­ро­текст.

 

В 2024-2025 году к за­да­нию 22 ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

 

За­да­ние 22 тре­бу­ет со­от­не­сти при­ме­ры тех или иных изоб­ра­зи­тель­но вы­ра­зи­тель­ных средств, взя­тые из по­э­ти­че­ских, про­за­и­че­ских и дру­гих тек­стов, с об­ще­при­ня­ты­ми в язы­ко­зна­нии на­зва­ни­я­ми изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств. При этом в левой ко­лон­ке, где при­ве­де­ны при­ме­ры, пред­став­ле­но пять пунк­тов, а в пра­вой ко­лон­ке, где пе­ре­чис­ле­ны на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств, пред­став­ле­но де­вять пунк­тов, то есть из­бы­точ­ное ко­ли­че­ство. Сле­до­ва­тель­но, че­ты­ре на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств в итоге долж­ны ока­зать­ся не­за­дей­ство­ван­ны­ми.

 

Ука­за­ния, ко­то­рые даёт ФИПИ уча­щим­ся:

 

1.  Ответ на за­да­ние 22 пред­став­ля­ет собой пять цифр, ко­то­рые долж­ны быть за­пи­са­ны в бланк от­ве­тов без про­бе­лов и за­пя­тых.

2.  По­ря­док за­пи­си сим­во­лов имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние.

3.  Пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния 22 оце­ни­ва­ет­ся 2 бал­ла­ми. За­да­ние счи­та­ет­ся вы­пол­нен­ным верно, если ответ за­пи­сан в той форме, ко­то­рая ука­за­на в ин­струк­ции по вы­пол­не­нию за­да­ния, и пол­но­стью сов­па­да­ет с эта­ло­ном от­ве­та: каж­дый сим­вол в от­ве­те стоит на своём месте, лиш­ние сим­во­лы в от­ве­те от­сут­ству­ют. За ответ на за­да­ние 22 вы­став­ля­ет­ся 1 балл, если на любых одной или двух по­зи­ци­ях от­ве­та за­пи­са­ны не те сим­во­лы, ко­то­рые пред­став­ле­ны в эта­ло­не от­ве­та. Во всех дру­гих слу­ча­ях вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов. Если ко­ли­че­ство сим­во­лов в от­ве­те боль­ше тре­бу­е­мо­го, вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов вне за­ви­си­мо­сти от того, были ли ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые сим­во­лы.

4.  В от­ве­те не долж­но быть по­вто­ря­ю­щих­ся цифр. Зна­чит, если в двух язы­ко­вых при­ме­рах при­сут­ству­ет, пред­по­ло­жим, ги­пер­бо­ла, не­об­хо­ди­мо в каж­дом слу­чае про­ана­ли­зи­ро­вать, какие ещё сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти встре­ча­ют­ся в этих при­ме­рах, и со­от­не­сти сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти с пред­став­лен­ным спис­ком таким об­ра­зом, чтобы из­бе­жать по­вто­ря­ю­щих­ся цифр в от­ве­те.

5.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в ряде слу­ча­ев от­дель­ные буквы, слова или вы­ра­же­ния в язы­ко­вых при­ме­рах мар­ки­ру­ют­ся (то есть вы­де­ля­ют­ся по­лу­жир­но и кур­си­вом, если речь идёт о сло­вах, или по­лу­жир­но и подчёрки­ва­ни­ем, если фик­си­ру­ют­ся от­дель­ные буквы, обо­зна­ча­ю­щие звуки). Для эк­за­ме­ну­е­мо­го это сиг­нал к тому, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать имен­но про­мар­ки­ро­ван­ные яв­ле­ния. Если мар­ки­ров­ка от­сут­ству­ет, не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать весь пред­став­лен­ный фраг­мент.

6.  Все­гда мар­ки­ру­ют­ся ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция и ме­то­ни­мия. Сле­до­ва­тель­но, нель­зя при­знать, на­при­мер, ас­со­нан­сом то, что не про­мар­ки­ро­ва­но.

7.  Дру­гие яв­ле­ния мар­ки­ру­ют­ся по мере не­об­хо­ди­мо­сти.

8.  Ино­гда в ка­че­стве язы­ко­во­го ма­те­ри­а­ла ис­поль­зу­ют­ся пред­ло­же­ния с фра­зео­ло­гиз­мом. При этом вни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го долж­но быть со­сре­до­то­че­но на том сред­стве вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рое лежит в ос­но­ве дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

 

Тер­ми­ны, ко­то­рые будут ис­поль­зо­вать­ся в за­да­ни­ях:

 

Ко­ли­че­ство тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии  — 22.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства фо­не­ти­ки: ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства лек­си­ки: эпи­тет, ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, оли­це­тво­ре­ние, ги­пер­бо­ла, ли­то­та, срав­не­ние.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства син­так­си­са: син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, пар­цел­ля­ция, во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния, гра­да­ция, ин­вер­сия, лек­си­че­ский по­втор, ана­фо­ра, эпи­фо­ра, ан­ти­те­за; ри­то­ри­че­ский во­прос, ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние, ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние; мно­го­со­ю­зие, бес­со­ю­зие.

 

Опре­де­ле­ния всех пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии 22, с со­от­вет­ству­ю­щи­ми при­ме­ра­ми пред­став­ле­ны в «На­ви­га­то­ре са­мо­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки к ЕГЭ по рус­ско­му языку»

Пе­рей­ти по ссыл­ке на сайт ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2025/ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

ИЛИ

ска­чать файл с на­ше­го сер­ве­ра ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

 

ФИПИ ин­фор­ми­ру­ет, что ос­нов­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми клас­си­фи­ка­ции изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

1) при­каз Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18.05.2023 № 371 «Об утвер­жде­нии фе­де­раль­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния»;

2) Уни­вер­саль­ный спра­воч­ник по рус­ско­му языку: Ор­фо­гра­фия. Пунк­ту­а­ция. Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка / Д.Э. Ро­зен­таль. – М.: Мир и Об­ра­зо­ва­ние, 2015;

3) учеб­ни­ки по рус­ско­му языку для 10–11 клас­сов в со­ста­ве дей­ству­ю­ще­го на дан­ный мо­мент фе­де­раль­но­го пе­реч­ня учеб­ни­ков, до­пу­щен­ных к ис­поль­зо­ва­нию при ре­а­ли­за­ции име­ю­щих го­су­дар­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­нов­но­го об­ще­го, сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность;

4) Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник. Вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка и ре­че­вые ошиб­ки и недочёты / под ред. А.П. Ско­во­род­ни­ко­ва. – 3-е изд., стер. – М.: Флин­та, 2011.