Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 6283
i

(1)Спар­тан­цы, на­се­ляв­шие юго-во­сточ­ную часть Пе­ло­пон­не­са  — Ла­ко­нию, от­ли­ча­лись, по сви­де­тель­ству древ­них ав­то­ров, не толь­ко от­ва­гой и же­лез­ной дис­ци­пли­ной, но и осо­бой речью, ко­то­рая яв­ля­лась об­раз­цом чётко­сти и крат­ко­сти. (2)Клас­си­че­ский при­мер такой речи при­ведён в ле­ген­де о пись­ме Фи­лип­па II, царя Ма­ке­до­нии, ко­то­рый на­пи­сал спар­тан­цам: «<...> я за­хва­чу Спар­ту силой, то бес­по­щад­но уни­что­жу всё на­се­ле­ние и сров­няю город с землёй», на что спар­тан­цы от­ве­ти­ли одним сло­вом: «Если». (3)Крат­кость и точ­ность суж­де­ний спар­тан­цев так по­ра­зи­ли древ­них гре­ков, что Пла­тон ввёл в обо­рот сло­во­со­че­та­ние «ла­ко­ни­че­ская крат­кость», транс­фор­ми­ро­вав­ше­е­ся впо­след­ствии во всем из­вест­ное нам слово — ла­ко­нич­ность.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Сло­во­со­че­та­ние «ла­ко­ни­че­ская крат­кость», впо­след­ствии со­кра­тив­ше­е­ся до слова «ла­ко­нич­ность», было вве­де­но в обо­рот Пла­то­ном.

2)  Слово «ла­ко­нич­ность» про­изо­шло от на­зва­ния юго-во­сточ­ной части Пе­ло­пон­не­са  — Ла­ко­нии, где жили спар­тан­цы, ко­то­рые сла­ви­лись крат­кой и ясной речью.

3)  В Древ­ней Гре­ции об­раз­цо­во про­стой и крат­кой речью, по сви­де­тель­ству древ­них ав­то­ров, от­ли­ча­лись спар­тан­цы, на­се­ляв­шие юго-во­сточ­ную часть Пе­ло­пон­не­са  — Ла­ко­нию.

4)  От на­зва­ния юго-во­сточ­ной части Пе­ло­пон­не­са  — Ла­ко­нии, где жили сла­вив­ши­е­ся крат­кой и ясной речью спар­тан­цы, про­изо­шло слово «ла­ко­нич­ность».

5)  Когда царь Ма­ке­до­нии Фи­липп II на­пи­сал спар­тан­цам: «Если я за­хва­чу Спар­ту силой, то бес­по­щад­но уни­что­жу всё на­се­ле­ние и срав­няю город с землёй», то по­лу­чил ответ, яв­ля­ю­щий­ся клас­си­че­ским при­ме­ром крат­ко­сти спар­тан­цев: «Если».

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 1) не­пол­ная ин­фор­ма­ция: нет предыс­то­рии про­ис­хож­де­ния слова «ла­ко­нич­ность»от на­зва­ния юго-во­сточ­ной части Пе­ло­пон­не­са  — Ла­ко­нии, где жили спар­тан­цы, ко­то­рые сла­ви­лись крат­кой и ясной речью.

В пред­ло­же­нии 3) не­пол­ная ин­фор­ма­ция: нет итога, со­дер­жа­ще­го­ся в тек­сте,  — от­сю­да про­изо­шло слово «ла­ко­нич­ность».

В пред­ло­же­нии 5) не пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста, что от на­зва­ния юго-во­сточ­ной части Пе­ло­пон­не­са  — Ла­ко­нии, где жили сла­вив­ши­е­ся крат­кой и ясной речью спар­тан­цы, про­изо­шло слово «ла­ко­нич­ность».

Верно глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста пе­ре­да­на в пред­ло­же­ни­ях 2) и 4).

 

Ответ: 24|42.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: вы­со­кая
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 6264
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии?

 

Сле­до­ва­тель­но,

Если

На­вер­ное,

Во-вто­рых,

Од­на­ко


2
Тип Д3 № 8089
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЖЕ­ЛЕЗ­НЫЙ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.

1.  см. же­ле­зо.

2.  перен. Силь­ный, креп­кий. Же­лез­ное здо­ро­вье. Же­лез­ные му­ску­лы.

3.  перен. Твёрдый, не­пре­клон­ный, не­от­ра­зи­мый. Же­лез­ная воля. Же­лез­ная дис­ци­пли­на. Же­лез­ная ло­ги­ка. Же­лез­ные до­во­ды.

4.  же­лез­но, нареч. Твёрдо, с пол­ной уве­рен­но­стью (прост.). Обе­щать же­лез­но.

5.  же­лез­но, ча­сти­ца. Не­пре­мен­но, обя­за­тель­но (прост.). Ска­зал, зна­чит, сде­лаю. Же­лез­но!


3
Тип Д2 № 17112
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те про­стой под­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии?