Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 635
i

(1)Ал­ма­зы, ред­кие, но вме­сте с тем до­воль­но ши­ро­ко рас­про­странённые ми­не­ра­лы,  — чрез­вы­чай­но твёрдые камни. (2)По­это­му их часто ис­поль­зу­ют не толь­ко для про­из­вод­ства брил­ли­ан­тов, но и для из­го­тов­ле­ния ре­жу­щих и то­чиль­ных дис­ков, кру­гов и дру­го­го ин­стру­мен­та. (3)<...>, всем зна­ко­мый зу­бо­вра­чеб­ный бор по­крыт ал­маз­ной крош­кой.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Для про­из­вод­ства брил­ли­ан­тов и при из­го­тов­ле­нии ре­жу­щих и то­чиль­ных ин­стру­мен­тов ис­поль­зу­ют­ся ал­ма­зы, ко­то­рые об­ла­да­ют осо­бой твёрдо­стью.

2)  Ал­ма­зы ис­поль­зу­ют для про­из­вод­ства брил­ли­ан­тов и зу­бо­вра­чеб­ной тех­ни­ки.

3)  Ал­маз­ная крош­ка из-за своей твёрдо­сти ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­стве ос­нов­но­го ком­по­нен­та зу­бо­вра­чеб­но­го бора.

4)  Ал­ма­зы, об­ла­да­ю­щие осо­бой твёрдо­стью, ис­поль­зу­ют­ся для про­из­вод­ства брил­ли­ан­тов и при из­го­тов­ле­нии ре­жу­щих и то­чиль­ных ин­стру­мен­тов.

5)  Всем из­вест­ный зу­бо­вра­чеб­ный бор, как и мно­гие дру­гие ре­жу­щие ин­стру­мен­ты, по­крыт брил­ли­ан­то­вой крош­кой.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 2) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но о том, что ал­ма­зы твёрдые, их ис­поль­зу­ют не толь­ко для про­из­вод­ства брил­ли­ан­тов и зу­бо­вра­чеб­ной тех­ни­ки, но и дру­го­го ин­стру­мен­та, тре­бу­ю­ще­го осо­бой проч­но­сти.

Пред­ло­же­ние 3) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но о том, что ал­ма­зы твёрдые, их ис­поль­зу­ют не толь­ко для про­из­вод­ства зу­бо­вра­чеб­ной тех­ни­ки, но и дру­го­го ин­стру­мен­та, тре­бу­ю­ще­го осо­бой проч­но­сти, а также брил­ли­ан­тов.

Пред­ло­же­ние 5) также огра­ни­чи­ва­ет­ся ин­фор­ма­ци­ей об ис­поль­зо­ва­нии ал­ма­зов в зу­бо­вра­чеб­ной тех­ни­ке и для по­кры­тия мно­гих ре­жу­щих ин­стру­мен­тов, ни­че­го не ска­за­но о том, что ос­нов­ное свой­ство ал­ма­зов  — проч­ность.

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 1) и 4).

 

Ответ: 14|41.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 539
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии? Вы­пи­ши­те это слово.

 

Одним сло­вом,

В силу того что

По­это­му

Во­пре­ки этому

На­при­мер


2
Тип Д3 № 7810
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПРО­ИЗ­ВОД­СТВО. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ПРО­ИЗ­ВО́ДСТВО, -а, ср.

1.  см. про­из­ве­сти.

2.  Об­ще­ствен­ный про­цесс со­зда­ния ма­те­ри­аль­ных благ, охва­ты­ва­ю­щий как про­из­во­ди­тель­ные силы об­ще­ства, так и про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния людей. То­вар­ное п. Рост, спад про­из­вод­ства.

3.  Из­го­тов­ле­ние, вы­ра­бот­ка, со­зда­ние какой-н. про­дук­ции. П. стали. Вещь фаб­рич­но­го про­из­вод­ства.

4.  От­расль де­я­тель­но­сти, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щая какую-н. про­дук­цию. Ста­ле­ли­тей­ное п. Сель­ско­хо­зяй­ствен­ное п.

5.  Ра­бо­та по не­по­сред­ствен­но­му из­го­тов­ле­нию про­дук­ции. Ра­бо­тать на про­из­вод­стве.


3
Тип Д2 № 14423
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное слово, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.