Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 6361
i

(1)Ко­рен­ное на­се­ле­ние Ма­да­га­ска­ра на­зы­ва­ет ко­ша­чьих ле­му­ров, без­обид­ных жи­вот­ных с длин­ны­ми пу­ши­сты­ми хво­ста­ми, цеп­ки­ми ла­па­ми и огром­ны­ми, ши­ро­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми, сло­вом «маки», со­вре­мен­ное же на­зва­ние  — «лемур»  — было дано ев­ро­пей­ца­ми. (2)В Древ­нем Риме ле­му­ра­ми на­зы­ва­ли души умер­ших, ко­то­рые не нашли покоя в цар­стве мёртвых и воз­вра­ща­ют­ся по ночам в мир живых, при­но­ся не­сча­стье и смерть. (3)С па­де­ни­ем Рима ми­сти­че­ские ле­му­ры ка­ну­ли в не­бы­тие, <...> когда в XVI веке пер­вые ев­ро­пей­цы по­па­ли на Ма­да­га­скар и встре­ти­ли не­боль­ших зверь­ков с огром­ны­мии све­тя­щи­ми­ся в тем­но­те гла­за­ми, то вспом­ни­ли рим­ские суе­ве­рия о при­зра­ках умер­ших и дали «маки» своё соб­ствен­ное на­зва­ние, ко­то­рое при­жи­лось.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ко­рен­ное на­се­ле­ние Ма­да­га­ска­ра на­зы­ва­ло ле­му­ра­ми души мёртвых, по ночам воз­вра­щав­ши­е­ся в мир живых и при­но­ся­щие не­сча­стье и смерть.

2)  Ев­ро­пей­цы, встре­тив на Ма­да­га­ска­ре жи­вот­ных со све­тя­щи­ми­ся в тем­но­те гла­за­ми, на­зва­ли их ле­му­ра­ми, и на­зва­ние это при­жи­лось.

3)  Ев­ро­пей­цы, по­пав­шие на Ма­да­га­скар в XVI веке, впер­вые встре­ти­ли там без­обид­ных жи­вот­ных с длин­ны­ми пу­ши­сты­ми хво­ста­ми, цеп­ки­ми ла­па­ми и огром­ны­ми гла­за­ми  — ле­му­ров, или "маки", как их на­зы­ва­ли або­ри­ге­ны.

4)  Ко­рен­ное на­се­ле­ние Ма­да­га­ска­ра на­зы­ва­ет ко­ша­чьих ле­му­ров  — зверь­ков с огром­ны­ми све­тя­щи­ми­ся в тем­но­те гла­за­ми  — сло­вом «маки».

5)  Попав на Ма­да­га­скар в XVI веке, ев­ро­пей­цы встре­ти­ли там ле­му­ров, без­обид­ных жи­вот­ных с длин­ны­ми пу­ши­сты­ми хво­ста­ми, цеп­ки­ми ла­па­ми и огром­ны­ми гла­за­ми, ко­то­рых мест­ные жи­те­ли на­зы­ва­ли «маки».

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Ко­рен­ное на­се­ле­ние Ма­да­га­ска­ра на­зы­ва­ло ле­му­ра­ми души мёртвых, по ночам воз­вра­щав­ши­е­ся в мир живых и при­но­ся­щие не­сча­стье и смерть. − Это не глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста, т. к. ни­че­го не ска­за­но о зверь­ках, ко­то­рые по­лу­чи­ли такое же на­зва­ние.

2)  Ев­ро­пей­цы, встре­тив на Ма­да­га­ска­ре жи­вот­ных со све­тя­щи­ми­ся в тем­но­те гла­за­ми, на­зва­ли их ле­му­ра­ми, и на­зва­ние это при­жи­лось. − Дан­ную ин­фор­ма­цию также нель­зя на­звать пол­ной, по­то­му что нет обос­но­ва­ния, по­че­му такое на­зва­ние дали зверь­кам.

 

4)  Ко­рен­ное на­се­ле­ние Ма­да­га­ска­ра на­зы­ва­ет ко­ша­чьих ле­му­ров  — зверь­ков с огром­ны­ми све­тя­щи­ми­ся в тем­но­те гла­за­ми  — сло­вом «маки». − Ин­фор­ма­ция не от­ра­жа­ет глав­но­го со­дер­жа­ния: как зверь­ки стали на­зы­вать­ся ле­му­ра­ми.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3 и 5.

Або­ри­ге­ны  — это и есть ко­рен­ное на­се­ле­ние.

 

Ответ: 35|53.

Сложность: по­вы­шен­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 6342
i

Какое слово (со­че­та­ние слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии?

 

На­ко­нец,

Од­на­ко

По­это­му

Ве­ро­ят­но

На­при­мер


2
Тип Д3 № 8091
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СОБ­СТВЕН­НЫЙ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СО́БСТВЕН­НЫЙ, -ая, -ое.

1.  При­над­ле­жа­щий кому-чему-н. по праву соб­ствен­но­сти. С. дом.

2.  Свой, лич­ный. Ви­деть соб­ствен­ны­ми гла­за­ми. В соб­ствен­ные руки. Чув­ство соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства (чув­ство ува­же­ния к са­мо­му себе). По соб­ствен­но­му же­ла­нию.

3.  На­хо­дя­щий­ся в не­по­сред­ствен­ном ве­де­нии, рас­по­ря­же­нии, под­чи­не­нии кого-чего-н. С. кор­ре­спон­дент.

4.  Бук­валь­ный, на­сто­я­щий. В. соб­ствен­ном смыс­ле слова.

5.  Свой­ствен­ный толь­ко кому-чему-н., без по­сто­рон­них до­бав­ле­ний (спец.). С. вес тела.

6.  соб­ствен­но, вводн. Вы­ра­жа­ясь точ­нее, в сущ­но­сти. Я, соб­ствен­но, и не спорю.

7.  соб­ствен­но, ча­сти­ца. Вы­ра­жа­ет огра­ни­че­ние: без чего-н., дру­го­го, по­сто­рон­не­го. Волж­скую си­сте­му со­став­ля­ют соб­ствен­но Волга и её при­то­ки.


3
Тип Д2 № 17114
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.