Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 7050
i

(1)В не­ко­то­рых мо­де­лях со­вре­мен­ных ав­то­мо­би­лей рас­кры­тие по­ду­шек без­опас­но­сти при не­пристёгну­тых рем­нях ав­то­ма­ти­че­ски бло­ки­ру­ет­ся. (2)<...>, что сра­ба­ты­ва­ние по­ду­шек, про­ис­хо­дя­щее с огром­ной ско­ро­стью, срод­ни силь­но­му удару. (3)Если тело не­пристёгну­то­го че­ло­ве­ка в мо­мент ава­рии не будет за­фик­си­ро­ва­но ремнём и сме­стит­ся в сто­ро­ну, по­душ­ка не толь­ко ока­жет­ся пло­хим по­мощ­ни­ком, но и сама может стать при­чи­ной серьёзной трав­мы.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Со­вре­мен­ные ав­то­мо­би­ли очень часто осна­ща­ют­ся эф­фек­тив­ным сред­ством за­щи­ты во­ди­те­ля и пас­са­жи­ров от травм в слу­чае ава­рии  — по­душ­ка­ми без­опас­но­сти.

2)  В не­ко­то­рых со­вре­мен­ных ав­то­мо­би­лях рас­кры­тие по­ду­шек без­опас­но­сти при не­пристёгну­тых рем­нях бло­ки­ру­ет­ся, так как в этом слу­чае сра­ба­ты­ва­ние по­ду­шек уже само по себе может стать при­чи­ной трав­мы во­ди­те­ля (пас­са­жи­ра).

3)  По­душ­ки без­опас­но­сти, часто ис­поль­зу­е­мые в со­вре­мен­ных ав­то­мо­би­лях, рас­кры­ва­ют­ся с огром­ной ско­ро­стью, и это может стать при­чи­ной травм во­ди­те­ля (пас­са­жи­ра).

4)  В не­ко­то­рых мо­де­лях ав­то­мо­би­лей не­воз­мож­но за­ве­сти мотор, если пред­ва­ри­тель­но не при­стег­нуть­ся ремнём без­опас­но­сти.

5)  Сра­ба­ты­ва­ние по­ду­шек уже само по себе может стать при­чи­ной трав­мы во­ди­те­ля (пас­са­жи­ра), если он не пристёгнут рем­ня­ми без­опас­но­сти, по­это­му в не­ко­то­рых со­вре­мен­ных ав­то­мо­би­лях рас­кры­тие по­ду­шек без­опас­но­сти при не­пристёгну­тых рем­нях бло­ки­ру­ет­ся.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 1) ин­фор­ма­ция не­пол­ная: не ска­за­но, что рас­кры­тие по­ду­шек без­опас­но­сти при не­пристёгну­тых рем­нях может стать при­чи­ной трав­мы во­ди­те­ля, по­это­му по­душ­ки в со­вре­мен­ных ав­то­мо­би­лях бло­ки­ру­ют­ся.

В пред­ло­же­нии 3) ин­фор­ма­ция не­пол­ная: не ска­за­но, что рас­кры­тие по­ду­шек без­опас­но­сти при не­пристёгну­тых рем­нях в со­вре­мен­ных ав­то­мо­би­лях бло­ки­ру­ет­ся.

Пред­ло­же­ние 4) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: в тек­сте нет ин­фор­ма­ции, что мотор ав­то­мо­би­ля не за­во­дит­ся, если не при­стег­нуть­ся ремнём.

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 2) и 5).

 

Ответ: 25|52.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 7031
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Од­на­ко

Ско­рее всего,

Лишь

Так,

Дело в том


2
Тип Д3 № 8095
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МО­ДЕЛЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

МОДЕ́ЛЬ [дэ ], -и, жен.

1.  Об­ра­зец ка­ко­го-н. из­де­лия или об­ра­зец для из­го­тов­ле­ния чего-н., а также пред­мет, с к-рого вос­про­из­во­дит­ся изоб­ра­же­ние. Новая м. пла­тья. М. для литья. Мо­де­ли для скульп­тур.

2.  Умень­шен­ное (или в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну) вос­про­из­ве­де­ние или макет чего-н. М. ко­раб­ля. Ле­та­ю­щая м. самолёта.

3.  Тип, марка кон­струк­ции. Новая м. ав­то­мо­би­ля.

4.  Схема ка­ко­го-н. фи­зи­че­ско­го объ­ек­та или яв­ле­ния (спец.). М. атома. М. ис­кус­ствен­но­го языка.

5.  Ма­не­кен­щик или ма­не­кен­щи­ца, а также (устар.) на­тур­щик или на­тур­щи­ца.


3
Тип Д2 № 14280
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­че­та­ние слов, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.