Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 7128
i

(1)Непал  — самая вы­со­ко­гор­ная стра­на в мире: имен­но здесь на­хо­дит­ся вы­со­чай­шая гора Эве­рест и ещё семь из че­тыр­на­дца­ти пиков пла­не­ты, чей «рост» до­сти­га­ет 8000 м. (2)Свыше 40% тер­ри­то­рии Не­па­ла рас­по­ло­же­но на вы­со­те более 3000 м над уров­нем моря, в то же время самая низ­кая точка на­хо­дит­ся на вы­со­те всего 60 м. (3)<...> этого пе­ре­па­да высот кли­мат Не­па­ла от­ли­ча­ет­ся уди­ви­тель­ным раз­но­об­ра­зи­ем: бе­ло­снеж­ный по­кров ги­ма­лай­ских вер­шин сме­ня­ет­ся аль­пий­ски­ми лу­га­ми, а в по­гра­нич­ной с Ин­ди­ей зоне рас­тут тро­пи­че­ские леса.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  В Не­па­ле бе­ло­снеж­ный по­кров гор­ных вер­шин сме­ня­ет­ся аль­пий­ски­ми лу­га­ми и даже тро­пи­че­ски­ми ле­са­ми.

2)  Непал  — самая вы­со­ко­гор­ная стра­на в мире: имен­но здесь на­хо­дит­ся вы­со­чай­шая гора Эве­рест и ещё семь из че­тыр­на­дца­ти вер­шин пла­не­ты, чья вы­со­та до­сти­га­ет 8000 м.

3)  Кли­мат Не­па­ла, самой вы­со­ко­гор­ной стра­ны на пла­не­те, от­ли­ча­ет­ся уди­ви­тель­ным раз­но­об­ра­зи­ем из-за боль­шо­го пе­ре­па­да вы­со­ты над уров­нем моря на раз­ных тер­ри­то­ри­ях го­су­дар­ства.

4)  Тер­ри­то­рия Не­па­ла по своим при­род­но-гео­гра­фи­че­ским осо­бен­но­стям раз­де­ля­ет­ся на вы­сот­ные пояса, тя­ну­щи­е­ся с за­па­да на во­сток вдоль гор­ной си­сте­мы Ги­ма­ла­ев.

5)  Уди­ви­тель­ное раз­но­об­ра­зие кли­ма­та Не­па­ла, самой вы­со­ко­го­ро­ной стра­ны, вы­зва­но боль­шим пе­ре­па­дом вы­со­ты над уров­нем моря на раз­ных тер­ри­то­ри­ях го­су­дар­ства.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 1), пред­ло­же­нии 2) и пред­ло­же­нии 4) ин­фор­ма­ция не­пол­ная: не ска­за­но, что пе­ре­па­ды вы­со­ты над уров­нем моря как раз и объ­яс­ня­ют раз­но­об­ра­зие кли­ма­та Не­па­ла.

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 3) и 5).

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
Гость 24.02.2015 16:32

Пра­виль­но 235, это точно, вто­рое утвер­жде­ние почти пол­но­стью такое же, как пер­вое пред­ло­же­ние из тек­ста

Татьяна Юдина

Вер­ных от­ве­тов всего 2.

Гость 13.05.2015 10:21

Про­сти­те, но факт, что от­ве­тов 2 никак не объ­яс­ня­ет, по­че­му дру­гие от­ве­ты не верны, учи­ты­вая, что ко­ли­че­ство от­ве­тов от за­да­ния к за­да­нию раз­ное. Хо­те­лось бы, чтобы такие "гуру" не от­ве­ча­ли на во­про­сы со­всем, по­то­му как никто дру­гой уже не от­ве­тит на во­прос.

 

В дан­ном слу­чае два почти пол­но­стью сов­па­да­ю­щих пред­ло­же­ния от­ли­ча­ют­ся сло­ва­ми "пик" и "вер­ши­на". Пик - ост­ро­ко­неч­ная вер­ши­на, но это не со­всем су­ще­ствен­ное раз­ли­чие, ввиду того, что школь­ник не дол­жен раз­би­рать­ся в горах, а по тому для вы­пол­не­ния за­да­ния по-рус­ско­му языку, такой ва­ри­ант не под­хо­дит из­на­чаль­но.

 

Но что ка­са­ет­ся 1ого пунк­та, то я не вижу при­чин, чтобы ему быть не­пра­виль­ным.

 

Не­об­хо­дим по­дроб­ный ком­мен­та­рий.

Татьяна Юдина

Оба пред­ло­же­ния долж­ны пе­ре­да­вать общий смысл ВСЕГО тек­ста. Это дол­жен быть крат­кий, сжа­тый пе­ре­сказ. Так будет и на эк­за­ме­не: два пред­ло­же­ния будут ОЧЕНЬ по­хо­жи.

1. не под­хо­дит, по­то­му что не вся ин­фор­ма­ция;

2. не под­хо­дит, по­то­му что не вся ин­фор­ма­ция;

4. не под­хо­дит, по­то­му что не вся ин­фор­ма­ция;

1
Тип Д2 № 7109
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Од­на­ко

На­при­мер,

Не­смот­ря на это,

Оче­вид­но,

Имен­но из-за


2
Тип Д3 № 8097
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ВЫ­СО­ТА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ВЫ­СО­ТА́, -ы, мн. -оты, -от, -отам, жен.

1.  Ве­ли­чи­на, про­тяжённость чего-н. от ниж­ней точки до верх­ней. В. кир­пич­ной клад­ки. В. при­боя. В. цик­ло­на.

2.  Про­стран­ство, рас­сто­я­ние от земли вверх. Смот­реть в вы­со­ту. Самолёт на­би­ра­ет вы­со­ту. Ле­теть на боль­шой вы­со­те.

3.  Воз­вы­шен­ное место, воз­вы­шен­ность. За­нять вы­со­ту.

4.  Вы­со­кий уро­вень раз­ви­тия чего-н. До­стиг­нуть новых высот. Овла­деть вы­со­та­ми ма­стер­ства.

5.  В ма­те­ма­ти­ке: от­ре­зок пер­пен­ди­ку­ля­ра, опу­щен­но­го из вер­ши­ны гео­мет­ри­че­ской фи­гу­ры на её ос­но­ва­ние. В. тре­уголь­ни­ка.

6.  Одно из ос­нов­ных свойств звука, ре­зуль­тат ко­ле­ба­ний зву­ча­ще­го тела (спец.). Аб­со­лют­ная, от­но­си­тель­ная в.


3
Тип Д2 № 14282
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­че­та­ние ча­сти­цы со слож­ным пред­ло­гом, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.