Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 863
i

(1)Каж­дое слово или вы­ра­же­ние из си­но­ни­ми­че­ско­го ряда хо­ро­шо зву­чит толь­ко в опре­делённой си­ту­а­ции, а в дру­гих слу­ча­ях может ока­зать­ся не­ле­пым или смеш­ным. (2)<...>, в ме­ди­ци­не и в био­ло­гии при­ня­то упо­треб­лять вы­ра­же­ния: орган обо­ня­ния (нос), верх­ние ко­неч­но­сти(руки) и т.п. (3)Но если кто-ни­будь вме­сто из­вест­но­го вы­ра­же­ния: «Не суйте нос в чужие дела» ска­жет «Не суйте орган обо­ня­ния в чужие дела», вы при­ме­те этого че­ло­ве­ка за шут­ни­ка или ино­стран­ца, плохо зна­ю­ще­го рус­ский язык.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Чтобы не ка­зать­ся не­ле­пым и смеш­ным, сле­ду­ет пра­виль­но упо­треб­лять тер­ми­ны.

2)  Пра­виль­ность упо­треб­ле­ния слов из од­но­го си­но­ни­ми­че­ско­го ряда обу­слов­ле­на ре­че­вой си­ту­а­ци­ей.

3)  Не­об­хо­ди­мо верно ис­поль­зо­вать в своей речи из­вест­ные вы­ра­же­ния.

4)  При­ня­тые в ме­ди­ци­не вы­ра­же­ния: орган обо­ня­ния, верх­ние ко­неч­но­сти и т. п. сле­ду­ет упо­треб­лять толь­ко в со­от­вет­ству­ю­щем кон­тек­сте.

5)  При вы­бо­ре слов из од­но­го си­но­ни­ми­че­ско­го ряда не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать осо­бен­но­сти ре­че­вой си­ту­а­ции.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) не рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ния тек­ста: в тек­сте речь идёт не о тер­ми­нах как та­ко­вых, а о сло­вах си­но­ни­мич­но­го ряда, ко­то­рые нужно пра­виль­но под­би­рать в за­ви­си­мо­сти от ре­че­вой си­ту­а­ции.

Пред­ло­же­ние 3) не рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ния тек­ста: из­вест­ные вы­ра­же­ния в тек­сте ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в ка­че­стве при­ме­ра, до­ка­зы­ва­ю­ще­го, что вы­би­рать слова или вы­ра­же­ния нужно с учётом ре­че­вой си­ту­а­ции.

Пред­ло­же­ние 4) не рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ния тек­ста: ме­ди­цин­ские вы­ра­же­ния в тек­сте ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в ка­че­стве при­ме­ра, до­ка­зы­ва­ю­ще­го, что вы­би­рать слова или вы­ра­же­ния из си­но­ни­мич­но­го ряда нужно с учётом ре­че­вой си­ту­а­ции.

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 2) и 5).

 

Ответ: 25|52.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 691
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии? Вы­пи­ши­те это слово.

 

Од­на­ко

Чтобы

На­при­мер

В связи с этим

На­о­бо­рот


2
Тип Д3 № 7815
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СЛОВО. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СЛО́ВО, -а, мн. слова, слов, сло­вам, ср.

1.  Еди­ни­ца языка, слу­жа­щая для на­име­но­ва­ния по­ня­тий, пред­ме­тов, лиц, дей­ствий, со­сто­я­ний, при­зна­ков, свя­зей, от­но­ше­ний, оце­нок. Зна­ме­на­тель­ные и слу­жеб­ные слова. Про­ис­хож­де­ние слов. С. в с. (о пе­ре­во­де, пе­ре­ска­зе: бук­валь­но). Не на­хо­жу слов или не хва­та­ет (нет) слов для чего-н. (не в со­сто­я­нии вы­ра­зить что-н. от вол­не­ния, воз­му­ще­ния). С. за с. (о по­сте­пен­ном раз­ви­тии раз­го­во­ра, спора; разг.). В одно с. (употр. в слу­ча­ях, когда двое или мно­гие ска­за­ли од­но­вре­мен­но одно и то же; разг.). Слова не до­бить­ся от кого-н. (труд­но вы­звать на раз­го­вор). Сло­вом не об­мол­вил­ся кто-н. (не про­изнёс ни слова, про­мол­чал; разг.). Двух слов свя­зать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет по­нят­но из­ло­жить свою мысль; разг. неод.).

2.  ед. Речь, спо­соб­ность го­во­рить. Дар слова.

3.  обыч­но мн. Раз­го­вор, бе­се­да, что-н. ска­зан­ное. По­нять друг друга без слов. Рас­ска­зать в не­мно­гих сло­вах. Спа­си­бо на доб­ром слове (за хо­ро­шие, доб­рые слова). Пе­рей­ти от слов к делу. Пе­ре­дать что-н. на сло­вах (устно). Взять свои слова об­рат­но (от­ка­зать­ся от ска­зан­но­го). Добр толь­ко на сло­вах (на самом деле не добр). Со слов кого-н. (как ска­зал кто-н.). На слове и на слове ло­вить кого-н. (тре­бо­вать ис­пол­не­ния обе­щан­но­го, а также под­ме­чать ошиб­ку, не­со­об­раз­ность в том, что ска­за­но). Рас­ска­зать сво­и­ми сло­ва­ми (не бук­валь­но, пе­ре­да­вая толь­ко со­дер­жа­ние). По сло­вам кого-н. (как го­во­рит или как вы­ра­жа­ет­ся кто-н.). С. ранит, с. лечит (посл.).

4.  ед. Пуб­лич­ное вы­ступ­ле­ние, речь. Всту­пи­тель­ное с. За­клю­чи­тель­ное с. до­клад­чи­ка. По­след­нее с. под­су­ди­мо­го.

5.  Речь на какую-н. тему, по­вест­во­ва­ние, рас­сказ (устар. и высок.). «С. о поль­зе стек­ла» Ло­мо­но­со­ва. «С. о полку Иго­ре­ве».

6.  ед. Право, поз­во­ле­ние го­во­рить пуб­лич­но. Сво­бо­да слова. Взять с. (вы­сту­пить перед со­брав­ши­ми­ся). Дать с. кому-н. Ли­шить кого-н. слова. Прошу слова (за­яв­ле­ние о же­ла­нии вы­ска­зать­ся).

7.  ед., с опре­де­ле­ни­ем. Мне­ние, вывод (часто о до­сти­же­ни­ях в какой-н. об­ла­сти). Ска­зать своё вес­кое с. С. за вами (вы долж­ны вы­ска­зать своё мне­ние, ре­шить). Новое с. в тех­ни­ке. По по­след­не­му слову науки.

8.  ед. То же, что обе­ща­ние. Дать с. сде­лать что-н. Ве­рить на с. Не сдер­жать слова. Взял с него с. мол­чать. Не давши слова кре­пись, а давши дер­жись (посл.).

9.  мн. Текст к му­зы­каль­но­му про­из­ве­де­нию. Ро­манс на слова Пуш­ки­на.


3
Тип Д2 № 14426
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное слово, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.