Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 9001
i

(1)Ар­хи­тек­то­ры Древ­ней Гре­ции пошли на хит­рость: они де­ла­ли ко­лон­ны своих по­стро­ек раз­ной тол­щи­ны. (2)При­ме­ром тому слу­жит зна­ме­ни­тый Пар­фе­нон  — глав­ный храм афин­ско­го Ак­ро­по­ля, по­стро­ен­ный в 447−438 годах до н. э.: его со­зда­те­ли, ар­хи­тек­то­ры Иктин и Кал­ли­крат, учли, что для уг­ло­вых ко­лонн фоном будет яркое небо Эл­ла­ды, а для осталь­ных  — тёмный фон, со­зда­ва­е­мый свя­ти­ли­щем храма, <...> они сде­ла­ли уг­ло­вые ко­лон­ны более ши­ро­ки­ми и умень­ши­ли рас­сто­я­ние между ними и со­сед­ни­ми ко­лон­на­ми. (3)Бла­го­да­ря этим «по­прав­кам» из­да­ли все ко­лон­ны вы­гля­де­ли со­вер­шен­но оди­на­ко­во, а раз­ни­ца между ними об­на­ру­жи­ва­лась толь­ко при не­по­сред­ствен­ном из­ме­ре­нии.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ар­хи­тек­то­ры Древ­ней Гре­ции де­ла­ли ко­лон­ны своих по­стро­ек раз­ной тол­щи­ны, бла­го­да­ря чему при не­по­сред­ствен­ном из­ме­ре­нии между ними об­на­ру­жи­ва­лась раз­ни­ца.

2)  Чтобы по-раз­но­му освещённые ко­лон­ны по­стро­ек вы­гля­де­ли оди­на­ко­вы­ми, ар­хи­тек­то­ры Древ­ней Гре­ции де­ла­ли их раз­ной тол­щи­ны.

3)  При стро­и­тель­стве Пар­фе­но­на ар­хи­тек­то­ры сде­ла­ли уг­ло­вые ко­лон­ны более ши­ро­ки­ми и умень­ши­ли рас­сто­я­ние между ними и со­сед­ни­ми ко­лон­на­ми.

4)  Ар­хи­тек­то­ры Древ­ней Гре­ции учи­ты­ва­ли сте­пень освещённо­сти ко­лонн хра­мов и, чтобы они вы­гля­де­ли оди­на­ко­вы­ми, де­ла­ли их раз­ной тол­щи­ны.

5)  Ко­лон­ны хра­мов в Древ­ней Гре­ции из­да­ли вы­гля­де­ли оди­на­ко­вы­ми.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста со­дер­жит­ся в пред­ло­же­ни­ях № 2 и №4: ко­лон­ны раз­ной тол­щи­ны вы­гля­де­ли оди­на­ко­во, по­то­му что ар­хи­тек­то­ры Древ­ней Гре­ции учи­ты­ва­ли сте­пень их освещённо­сти.

 

Ответ: 24|42.

Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 9002
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Во-пер­вых

Иными сло­ва­ми,

По­это­му

Хотя

По­то­му что


2
Тип Д3 № 9003
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­ве­де­ны зна­че­ния слова ФОН. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово ис­поль­зо­ва­но в пред­ло­же­нии 2. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ФОН, -а, м.

1)  Ос­нов­ной цвет, тон, по ко­то­ро­му сде­лан ри­су­нок, узор. Ку­пи­ли ситец  — на крас­ном фоне мел­кие цве­точ­ки.

2)  Зад­ний план кар­ти­ны, ри­сун­ка, спо­соб­ству­ю­щий вы­де­ле­нию глав­ных эле­мен­тов ком­по­зи­ции. Зо­ло­той фон иконы.

3)  Зад­ний план чего-либо, то, на чём вы­ри­со­вы­ва­ет­ся, вы­де­ля­ет­ся кто- или что-либо. Кру­же­во чу­гун­ной решётки чётко вы­ри­со­вы­ва­ет­ся на фоне жёлтой лист­вы.

4)  Об­ста­нов­ка, среда, окру­же­ние, в ко­то­рых кто-либо на­хо­дит­ся или что-либо про­ис­хо­дит. Этот уче­ник вы­де­ля­ет­ся на общем фоне.


3
Тип Д2 № 14322
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ме­сто­имен­ное на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.