Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 9240
i

(1)Из­вест­но, что Во­сточ­ная Си­бирь − это энер­ге­ти­че­ски раз­ви­тый ре­ги­он: на его круп­ней­ших реках – Ени­сее и Ан­га­ре – дей­ству­ют мощ­ные гидро- элек­тро­стан­ции. (2)Причём зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство элек­тро­энер­гии в этих ме­стах нужно в первую оче­редь не само по себе, а для вы­со­ко­энер­гоёмкого про­из­вод­ства − вы­плав­ки алю­ми­ния. (3)<…> глав­ной от­рас­лью спе­ци­а­ли­за­ции Во­сточ­ной Си­би­ри при­ня­то счи­тать имен­но цвет­ную ме­тал­лур­гию.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Аг­ро­про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия и го­ро­да Во­сточ­ной Си­би­ри пол­но­стью обес­пе­че­ны энер­го­ре­сур­са­ми гид­ро­элек­тро­стан­ций, по­стро­ен­ных на Ени­сее и Ан­га­ре.

2)  Мощ­ная гид­ро­энер­ге­ти­ка Во­сточ­ной Си­би­ри слу­жит пре­жде всего для того, чтобы обес­пе­чить энер­го­ре­сур­са­ми цвет­ную ме­тал­лур­гию – от­расль, ко­то­рая счи­та­ет­ся ос­но­вой про­мыш­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ции ре­ги­о­на.

3)  В Во­сточ­ной Си­би­ри ос­нов­ным ис­точ­ни­ком энер­гии слу­жат гидро-элек­тро­стан­ции, ко­то­рые были по­стро­е­ны на круп­ней­ших реках ре­ги­о­на – Ени­сее и Ан­га­ре.

4)  Глав­ной от­рас­лью про­мыш­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ции в Во­сточ­ной Си­би­ри при­ня­то счи­тать не гид­ро­энер­ге­ти­ку, а цвет­ную ме­тал­лур­гию, для ко­то­рой в первую оче­редь и ис­поль­зу­ют­ся зна­чи­тель­ные гид­ро­энер­ге­ти­че­ские мощ­но­сти

ре­ги­о­на.

5)  В Во­сточ­ной Си­би­ри про­из­во­дит­ся вы­плав­ка алю­ми­ния, тре­бу­ю­щая не толь­ко на­ли­чия ред­ко­го сырья в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах, но и зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ства элек­тро­энер­гии.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пра­виль­ный ответ: 2, 4, имен­но в этих пред­ло­же­ни­ях верно пе­ре­да­на ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте.

 

Ответ: 24|42.

Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 9241
i

Какое из при­ведённых ниже слов долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

Од­на­ко

В то же время

Не­слу­чай­но

Не­смот­ря на это

Хотя


2
Тип Д3 № 9242
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МЕСТО. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию

в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

МЕСТО, -а, мн., места, мест, ме­стам.

1)  Про­стран­ство, ко­то­рое за­ня­то кем-чем-н., на ко­то­ром что-н. про­ис­хо­дит, на­хо­дит­ся или где можно рас­по­ло­жить­ся. Дви­гать с места на место.

2)  Уча­сток зем­ной по­верх­но­сти, мест­ность. Жи­во­пис­ные места.

3)  По­ме­ще­ние, про­стран­ство, пред­на­зна­чен­ное для вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния кого-н. од­но­го. Место в ва­го­не.

4)  Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. де­я­тель­но­сти, а также по­ло­же­ние, за­ни­ма­е­мое кем-н. среди кого-н. Место ис­кус­ства в жизни че­ло­ве­ка.

5)  Долж­ность, служ­ба. Ва­кант­ное место.


3
Тип Д2 № 14325
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.