Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 9296
i

(1)Ар­хео­ло­ги на­хо­дят в сла­вян­ских зем­лях много кла­дов. (2)Цен­ность клада для науки со­сто­ит не в ко­ли­че­стве со­кро­вищ, а в ка­че­стве юве­лир­ных из­де­лий (среди них по­па­да­ют­ся на­сто­я­щие ше­дев­ры). (3)<…> наи­бо­лее цен­ным для ар­хео­ло­гов яв­ля­ет­ся не сам клад, а пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян, ко­то­рое скла­ды­ва­ет­ся в про­цес­се изу­че­ния най­ден­ных во время рас­ко­пок юве­лир­ных укра­ше­ний.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ар­хео­ло­ги на­хо­дят много кла­дов, цен­ность ко­то­рых для науки опре­де­ля­ет­ся ко­ли­че­ством и ка­че­ством юве­лир­ных из­де­лий.

2)  Самым цен­ным для ар­хео­ло­гов, изу­ча­ю­щих клады, яв­ля­ет­ся не ко­ли­че­ство най­ден­ных юве­лир­ных из­де­лий, а их ка­че­ство.

3)  Для ар­хео­ло­гов най­ден­ные в сла­вян­ских зем­лях юве­лир­ные из­де­лия важны пре­жде всего тем, что они дают пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян.

4)  Среди най­ден­ных в сла­вян­ских зем­лях юве­лир­ных из­де­лий по­па­да­ют­ся на­сто­я­щие ше­дев­ры, и ар­хео­ло­ги уде­ля­ют боль­шое вни­ма­ние их изу­че­нию.

5)  Най­ден­ные в сла­вян­ских зем­лях юве­лир­ные из­де­лия дают пред­став­ле­ния о жизни и быте древ­них сла­вян, и имен­но это яв­ля­ет­ся осо­бен­но важ­ным для ар­хео­ло­гов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 5 и 3 верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте.

 

Ответ: 53|35.

Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 9297
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

По­это­му

Од­на­ко

То есть

На­при­мер

К сча­стью


2
Тип Д3 № 9298
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПРЕД­СТАВ­ЛЕ­НИЕ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ПРЕД­СТАВ­ЛЕ­НИЕ, -я, ср.

1)  Предъ­яв­ле­ние, со­об­ще­ние чего-л. кому-л. П. до­ку­мен­тов.

2)  Пись­мен­ное за­яв­ле­ние о чём-н. П. про­ку­ро­ра.

3)  Те­ат­раль­ное или цир­ко­вое зре­ли­ще, спек­такль. Пер­вое п. новой пьесы.

4)  Вос­про­из­ве­де­ние в со­зна­нии ранее пе­ре­жи­тых вос­при­я­тий (спец.). Про­ек­ция п. в ре­аль­ное про­стран­ство на­зы­ва­ет­ся гал­лю­ци­на­ци­ей.

5)  Зна­ние, по­ни­ма­ние чего-н. Не иметь ни­ка­ко­го п. о чём-н.


3
Тип Д2 № 14326
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.