Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 9929
i

(1)Учёным давно из­вест­но, что коль­ца Са­тур­на на 93% со­сто­ят изо льда, <…> до не­дав­не­го мо­мен­та этот факт не под­да­вал­ся на­уч­но­му объ­яс­не­нию: такие коль­ца не могли воз­ник­нуть в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния на ор­би­те спут­ни­ков и ме­тео­ри­тов, ко­то­рые со­сто­ят в ос­нов­ном из от­но­си­тель­но тяжёлых ми­не­ра­лов. (2)Лишь в 2010 году Робин Кэнап вы­дви­ну­ла ги­по­те­зу, со­глас­но ко­то­рой ле­дя­ные коль­ца об­ра­зо­ва­лись около четырёх мил­ли­ар­дов лет назад в ре­зуль­та­те схода с ор­би­ты огром­но­го спут­ни­ка, по­кры­то­го тол­стой ле­дя­ной обо­лоч­кой. (3)Расчёты Кэнап по­ка­зы­ва­ют: во время па­де­ния лёгкая ле­дя­ная со­став­ля­ю­щая от­де­ли­лась от тяжёлых ми­не­ра­лов, упав­ших на

пла­не­ту, в ре­зуль­та­те чего воз­ник­ло ле­дя­ное об­ла­ко, ко­то­рое по­сте­пен­но при­об­ре­ло форму на­блю­да­е­мо­го нами в те­ле­скоп с Земли коль­ца.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Со­глас­но ги­по­те­зе Робин Кэнап, коль­ца Са­тур­на, со­сто­я­щие на 93 % изо льда, воз­ник­ли в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния на ор­би­те спут­ни­ков и ме­тео­ри­тов, со­сто­я­щих из ми­не­ра­лов.

2)  Около четырёх мил­ли­ар­дов лет назад на по­верх­ность Са­тур­на упал огром­ный спут­ник, ли­шив­ший­ся во время па­де­ния своей ле­дя­ной обо­лоч­ки.

3)  Как утвер­жда­ет Робин Кэнап, на­хо­дя­ще­е­ся на ор­би­те Са­тур­на об­ла­ко, ко­то­рое мы на­блю­да­ем с Земли в те­ле­скоп, со­сто­ит изо льда.

4)  Робин Кэнап уда­лось сфор­му­ли­ро­вать ги­по­те­зу о про­ис­хож­де­нии ле­дя­ных колец Са­тур­на: они сфор­ми­ро­ва­лись из ле­дя­ной обо­лоч­ки спут­ни­ка, со­шед­ше­го с ор­би­ты около четырёх мил­ли­ар­дов лет назад.

5)  Со­глас­но ги­по­те­зе Робин Кэнап, коль­ца Са­тур­на об­ра­зо­ва­лись при­бли­зи­тель­но че­ты­ре мил­ли­ар­да лет назад в ре­зуль­та­те схода с ор­би­ты огром­но­го спут­ни­ка с тол­стой ле­дя­ной обо­лоч­кой.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Наи­бо­лее полно ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте, пе­ре­да­на в пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми номер 4 и 5.

 

Ответ: 45|54.

Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 9930
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

по­это­му

од­на­ко

не­смот­ря на это

на­при­мер,

таким об­ра­зом


2
Тип Д3 № 9931
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ФОРМА. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ФОРМА, -ы, ж.

1)  Спо­соб су­ще­ство­ва­ния со­дер­жа­ния, не­от­де­ли­мый от него и слу­жа­щий его вы­ра­же­ни­ем. Един­ство ф. и со­дер­жа­ния.

2)  Внеш­нее очер­та­ние, на­руж­ный вид пред­ме­та. Земля имеет ф. шара. Квад­рат­ная ф. Пред­мет изо­гну­той ф.

3)  Со­во­куп­ность приёмов и изоб­ра­зи­тель­ных средств ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния. По­вест­во­ва­тель­ная ф. Ф. стиха.

4)  Уста­нов­лен­ный об­ра­зец чего-н. Дать све­де­ния по ф. Го­то­вые ле­кар­ствен­ные ф. (го­то­вые ле­кар­ства).

5)  При­спо­соб­ле­ние для при­да­ния чему-н. тех или иных очер­та­ний. Ли­тей­ная ф. Вет­чи­на в ф. (спрес­со­ван­ная в таком при­спо­соб­ле­нии).

6)  Оди­на­ко­вая по по­крою, цвету одеж­да (у во­ен­ных, у слу­жа­щих од­но­го ве­дом­ства, уча­щих­ся). Офи­цер­ская ф. Па­рад­ная ф. Школь­ная ф.


3
Тип Д2 № 14331
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в пер­вом пред­ло­же­нии.