Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1015
i

(1)Не­до­ста­точ­но, чтобы ху­дож­ник-пей­за­жист верно изоб­ра­зил на хол­сте де­ре­вья, берег реки, леса, поля, го­ри­стую даль, мор­ской про­стор: важно, чтобы он сумел рас­крыть в кар­ти­не своё от­но­ше­ние к изоб­ражённой при­ро­де, по­ка­зал, какое впе­чат­ле­ние она про­из­во­дит на че­ло­ве­ка. (2)Мы го­во­рим: «весёлый дож­дик», «уны­лое небо», «про­бу­див­ший­ся от зим­не­го сна лес», «гроз­но на­хму­рив­ше­е­ся море». (3)<...> пей­за­жист пишет дож­дик весёлым, небо уны­лым, лес проснув­шим­ся, а море хму­рым, он пе­ре­даёт зри­те­лю на­стро­е­ние, ко­то­рое вы­зва­ла в его душе та или иная кар­ти­на при­ро­ды, и это яв­ля­ет­ся при­зна­ком ма­стер­ства ху­дож­ни­ка.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ху­дож­ник-пей­за­жист дол­жен уметь верно изоб­ра­жать на хол­сте де­ре­вья, берег реки, леса, поля, го­ри­стую даль, мор­ской про­стор.

2)  Уметь не толь­ко верно изоб­ра­жать при­ро­ду, но и пе­ре­да­вать зри­те­лю на­стро­е­ние, вы­зы­ва­е­мое ею,— вот в чём за­клю­ча­ет­ся ма­стер­ство ху­дож­ни­ка-пей­за­жи­ста.

3)  Пей­за­жист пишет дож­дик весёлым, небо уны­лым, лес проснув­шим­ся, а море хму­рым.

4)  Если мы го­во­рим: «весёлый дож­дик», «уны­лое небо», «про­бу­див­ший­ся от зим­не­го сна лес», «гроз­но на­хму­рив­ше­е­ся море», то это зна­чит, что кар­ти­на со­зда­на ху­дож­ни­ком-пей­за­жи­стом.

5)  Ма­стер­ство ху­дож­ни­ка-пей­за­жи­ста про­яв­ля­ет­ся в уме­нии не толь­ко верно изоб­ра­жать при­ро­ду, но и пе­ре­да­вать зри­те­лю то на­стро­е­ние, ко­то­рое она вы­зы­ва­ет в его душе.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: в тек­сте ска­за­но, что толь­ко вер­но­го изоб­ра­же­ния при­ро­ды на хол­сте не­до­ста­точ­но.

Пред­ло­же­ние 3) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: ска­зан­ное в пред­ло­же­нии  — это лишь при­ме­ры  — ко­то­рые не обя­за­тель­но долж­ные быть имен­но та­ки­ми  — для рас­кры­тия глав­ной мысли: ху­дож­ник дол­жен уметь не толь­ко верно изоб­ра­жать при­ро­ду, но и пе­ре­да­вать зри­те­лю на­стро­е­ние, вы­зы­ва­е­мое ею.

Пред­ло­же­ние 4) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: вто­рая часть утвер­жде­ния не яв­ля­ет­ся след­стви­ем пер­вой части, нель­зя по при­ведённым при­зна­кам су­дить о том, «что кар­ти­на со­зда­на ху­дож­ни­ком-пей­за­жи­стом».

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 2) и 5).

 

Ответ:25|52.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 767
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии? Вы­пи­ши­те это слово.

 

К тому же

Ко­неч­но,

Когда

И

По­это­му


2
Тип Д3 № 7818
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ДУША. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ДУША́, -и, вин. душу, мн. души, душ, душам, жен.

1.  Внут­рен­ний, пси­хи­че­ский мир че­ло­ве­ка, его со­зна­ние. Пре­дан душой и телом кому-н. Ра­дост­но на душе. Мне это не по душе (не нра­вит­ся; разг.). Вло­жить душу в дело, в ра­бо­ту (от­дать­ся це­ли­ком). В чём д. дер­жит­ся (о хилом, боль­ном че­ло­ве­ке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет рас­по­ло­же­ния, ин­те­ре­са к кому-чему-н.). Д. не при­ни­ма­ет чего-н. (не хо­чет­ся; разг.). Д. меру знает (о не­же­ла­нии съесть или вы­пить лиш­нее; разг.). Д. ра­ду­ет­ся (очень ра­дост­но, при­ят­но; разг.). Д. в пятки ушла (ис­пу­гал­ся; разг.).

2.  То или иное свой­ство ха­рак­те­ра, а также че­ло­век с теми или иными свой­ства­ми. Доб­рая д. Низ­кая д.

3.  В ре­ли­ги­оз­ных пред­став­ле­ни­ях: сверхъ­есте­ствен­ное, не­ма­те­ри­аль­ное бес­смерт­ное на­ча­ло в че­ло­ве­ке, про­дол­жа­ю­щее жить после его смер­ти. Бес­смерт­ная д. Ду­мать о спа­се­нии души. Души умер­ших.

4.  перен., чего. Вдох­но­ви­тель чего-н., глав­ное лицо. Д. всего дела. Д. об­ще­ства.

5.  О че­ло­ве­ке (обыч­но в устой­чи­вых со­че­та­ни­ях). В доме ни души. Живой души нет (ни­ко­го нет; разг.). На душу при­хо­дит­ся, до­ста­лось (на од­но­го че­ло­ве­ка).

6.  В цар­ской Рос­сии: кре­пост­ной кре­стья­нин, а также во­об­ще че­ло­век, от­но­ся­щий­ся к по­дат­но­му со­сло­вию. Ре­виз­ская д. Мёртвые души (умер­шие кре­пост­ные, также перен.: о людях, фик­тив­но чис­ля­щих­ся где-н.).


3
Тип Д2 № 14428
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те про­стой под­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.