Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 12395
i

(1)Язык в любой мо­мент ис­то­рии сво­е­го раз­ви­тия – это си­сте­ма, ко­то­рая за­ко­но­мер­но свя­за­на с пред­ше­ству­ю­щей и яв­ля­ет­ся ос­но­вой для бу­ду­щей. (2)Как один и тот же пер­со­наж про­яс­ня­ет для зри­те­ля свой ха­рак­тер в раз­лич­ных сце­нах пьесы, так и язык, ве­ка­ми при­ме­ри­ва­ясь к раз­ным по­треб­но­стям раз­ных эпох, до­хо­дит до каж­до­го по­ко­ле­ния со­кро­вищ­ни­цей всей преды­ду­щей жизни на­ро­да. (3)<…>, не­пре­хо­дя­щая и пер­во­сте­пен­ная цен­ность языка в том, что он хра­нит и пе­ре­даёт в бу­ду­щее из­на­чаль­ный взгляд на­ро­да на мир и жизнь, а также все по­прав­ки и уточ­не­ния, сде­лан­ные к нему по­сле­ду­ю­щи­ми по­ко­ле­ни­я­ми.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Есте­ствен­ный язык – это мно­го­уров­не­вая зна­ко­вая си­сте­ма, слу­жа­щая в первую оче­редь для пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции при об­ще­нии.

2)  Си­сте­ма языка не­пре­рыв­но из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от целей, ко­то­рые ста­вит перед ней эпоха.

3)  Зна­чи­мость языка как из­ме­ня­ю­щей­ся во вре­ме­ни си­сте­мы в том, что она со­хра­ня­ет ос­но­вы на­род­но­го ми­ро­воз­зре­ния, до­пол­няя их взгля­да­ми по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний.

4)  В каж­дый мо­мент сво­е­го раз­ви­тия си­сте­ма языка все­гда яв­ля­ет­ся ос­но­вой, базой для тех из­ме­не­ний, ко­то­рые рано или позд­но най­дут своё от­ра­же­ние в про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства, в част­но­сти в раз­лич­ных пье­сах.

5)  Язык, яв­ля­ясь не­пре­рыв­но раз­ви­ва­ю­щей­ся си­сте­мой, пе­ре­даёт не толь­ко из­на­чаль­ный взгляд наших пред­ков на мир, но и все по­прав­ки, внесённые по­том­ка­ми, и в этом за­клю­ча­ет­ся его осо­бая цен­ность.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Иден­тич­ная ин­фор­ма­ция о языке

— как из­ме­ня­ю­щей­ся си­сте­ме

— си­сте­ме, хра­ня­щей и пе­ре­да­ю­щей опыт по­ко­ле­ний

— о цен­но­сти си­сте­мы пе­ре­да­чи опыта

без ис­ка­же­ний пе­ре­даётся в пред­ло­же­ни­ях 3 и 5.

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 12396
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

Если тре­бу­ет­ся вы­пи­сать слово с за­пя­той, её в ответ вво­дить не нужно.

 

На­про­тив,

Вряд ли

На­при­мер,

Таким об­ра­зом,

Даже


2
Тип Д3 № 12397
i

Про­чи­тай­те сло­вар­ную ста­тью, в ко­то­рой при­ве­де­ны зна­че­ния слова СИ­СТЕ­МА. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово ис­поль­зо­ва­но в пред­ло­же­нии 1. На­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в сло­вар­ной ста­тье.

СИ­СТЕ­МА, -ы; ж.

1)  Опре­делённый по­ря­док в рас­по­ло­же­нии и связи дей­ствий. При­ве­сти в си­сте­му свои на­блю­де­ния. Ра­бо­тать по стро­гой си­сте­ме.

2)  Форма ор­га­ни­за­ции чего-н. Из­би­ра­тель­ная с. С. зем­ле­де­лия.

3)  Нечто целое, пред­став­ля­ю­щее собой един­ство за­ко­но­мер­но рас­по­ло­жен­ных и на­хо­дя­щих­ся во вза­им­ной связи ча­стей. Грам­ма­ти­че­ская с. языка. Пе­ри­о­ди­че­ская с. эле­мен­тов (Д. И. Мен­де­ле­е­ва). С. взгля­дов. Фи­ло­соф­ская с. (уче­ние). Пе­да­го­ги­че­ская с. Ушин­ско­го. С. ка­на­лов.

4)  Об­ще­ствен­ный строй, форма об­ще­ствен­но­го устрой­ства. Со­ци­аль­ная с. Ка­пи­та­ли­сти­че­ская с.

5)  Со­во­куп­ность ор­га­ни­за­ций, од­но­род­ных по своим за­да­чам, или учре­жде­нии, ор­га­ни­за­ци­он­но объ­единённых в одно целое. Ра­бо­тать в си­сте­ме Ака­де­мии наук.


3
Тип Д2 № 14343
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.