Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 12472
i

(1)Л. Н. Гумилёв, изу­чая осо­бен­но­сти ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия на­ро­дов Евра­зии, об­ра­тил вни­ма­ние на то, что бур­ные со­ци­аль­ные из­ме­не­ния на кон­ти­нен­те свя­за­ны с цик­ла­ми сол­неч­ной ак­тив­но­сти, ко­то­рые до­ста­точ­но полно опи­сы­ва­ют­ся аст­ро­но­ма­ми. (2)Вслед за спе­ци­а­ли­ста­ми в об­ла­сти есте­ство­зна­ния учёный пред­по­ло­жил, что эта связь имеет

за­ко­но­мер­ный ха­рак­тер. (3)<…>, он вы­дви­нул и раз­вил ги­по­те­зу, что рез­кое уси­ле­ние сол­неч­ной ак­тив­но­сти бла­го­при­ят­ству­ет тому, что на Земле в боль­шом ко­ли­че­стве рож­да­ют­ся «пас­си­о­на­рии» — люди по­вы­шен­ной ак­тив­но­сти, спо­соб­ству­ю­щие со­ци­аль­ным пе­ре­ме­нам и на­прав­ля­ю­щие ис­то­ри­че­ское дви­же­ние на­ро­дов.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ос­нов­ное от­кры­тие Л. Н. Гумилёва со­сто­я­ло в том, что он пер­вым усмот­рел связь между ак­тив­ны­ми чле­на­ми об­ще­ства – «пас­си­о­на­ри­я­ми» – и рядом ис­то­ри­че­ских со­бы­тий в Евра­зии.

2)  Л. Н. Гумилёв об­ра­тил вни­ма­ние на то, что со­ци­аль­ные из­ме­не­ния и уси­ле­ние эт­ни­че­ских про­цес­сов на Земле каким-то об­ра­зом свя­за­ны с кос­ми­че­ской энер­ги­ей га­лак­ти­ки.

3)  Л. Н. Гумилёв, вы­дви­нув ги­по­те­зу о «пас­си­о­на­ри­ях», объ­яс­нил связь цик­лов сол­неч­ной ак­тив­но­сти с уси­ле­ни­ем со­ци­аль­но-ис­то­ри­че­ских про­цес­сов на Земле.

4)  На­ро­ды Евра­зии, по мне­нию Л. Н. Гумилёва, обя­за­ны своим ис­то­ри- чес­ким раз­ви­ти­ем в первую оче­редь цик­лам сол­неч­ной ак­тив­но­сти, ко­то­рые до­ста­точ­но по­дроб­но опи­са­ны аст­ро­но­ма­ми.

5)  За­ни­ма­ясь изу­че­ни­ем осо­бен­но­стей ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия Евра­зии, Л. Н. Гумилёв вы­дви­нул ги­по­те­зу о «пас­си­о­на­ри­ях», со­глас­но ко­то­рой су­ще­ству­ет вза­и­мо­связь между цик­ла­ми ак­тив­но­сти Солн­ца и со­ци­аль­но- ис­то­ри­че­ски­ми про­цес­са­ми на Земле.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Ос­нов­ное от­кры­тие Л. Н. Гумилёва со­сто­я­ло в том, что он пер­вым усмот­рел связь между ак­тив­ны­ми чле­на­ми об­ще­ства – «пас­си­о­на­ри­я­ми» – и рядом ис­то­ри­че­ских со­бы­тий в Евра­зии. − Ин­фор­ма­ция про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста − Гумилёв об­ра­тил вни­ма­ние, что рож­де­ние «пас­си­о­на­ри­ев» свя­за­но с сол­неч­ной ак­тив­но­стью, а вли­я­ет на со­ци­аль­ную ак­тив­ность и ис­то­ри­че­ские про­цес­сы.

 

2)  Л. Н. Гумилёв об­ра­тил вни­ма­ние на то, что со­ци­аль­ные из­ме­не­ния и уси­ле­ние эт­ни­че­ских про­цес­сов на Земле каким-то об­ра­зом свя­за­ны с кос­ми­че­ской энер­ги­ей га­лак­ти­ки. − Ин­фор­ма­ция про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: ни­че­го в тек­сте не ска­за­но об эт­ни­че­ских про­цес­сах. Эти­ни­че­ский − от­но­ся­щий­ся к про­ис­хож­де­нию ка­ко­го-ни­будь на­ро­да (на­род­но­сти, пле­ме­ни), ис­то­ри­че­ски сло­жив­шей­ся общ­но­сти людей.

 

4)  На­ро­ды Евра­зии, по мне­нию Л. Н. Гумилёва, обя­за­ны своим ис­то­ри­че­ским раз­ви­ти­ем в первую оче­редь цик­лам сол­неч­ной ак­тив­но­сти, ко­то­рые до­ста­точ­но по­дроб­но опи­са­ны аст­ро­но­ма­ми. − Ин­фор­ма­ция не­пол­ная: ни­че­го не ска­за­но, что рож­де­ние «пас­си­о­на­ри­ев» свя­за­но с сол­неч­ной ак­тив­но­стью, а вли­я­ет на со­ци­аль­ную ак­тив­ность и ис­то­ри­че­ские про­цес­сы.

 

Иден­тич­ная ин­фор­ма­ция без ис­ка­же­ний пе­ре­даётся в пред­ло­же­ни­ях 3 и 5.

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 12473
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

Но

По­то­му что

Между тем

Од­на­ко

Более того,


2
Тип Д3 № 12474
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова РАЗ­ВИТЬ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

РАЗ­ВИТЬ, -зовью, -зовьёшь, сов.

1)  Уси­лить, дать чему-н. укре­пить­ся, окреп­нуть. Р. ин­те­рес к му­зы­ке.

2)  До­ве­сти до опре­делённой сте­пе­ни ду­хов­ной зре­ло­сти, со­зна­тель­но­сти, куль­тур­но­сти. Р. ребёнка. Чте­ние раз­ви­ло её.

3)  Рас­про­стра­нить, рас­ши­рить, углу­бить со­дер­жа­ние или при­ме­не­ние чего-н. Р. идею. Р. ар­гу­мен­та­цию.

4)  Пред­при­нять что-н. в ши­ро­ких раз­ме­рах, со всей энер­ги­ей раз­вер­нуть что-н. Р. аги­та­цию. Р. де­я­тель­ность.


3
Тип Д2 № 14346
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.