Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 12523
i

(1)В 1943 году венгр Ласло Биро, по­лу­чив­ший от Бри­тан­ских Ко­ро­лев­ских воз­душ­ных сил заказ на раз­ра­бот­ку ручки, спо­соб­ной пи­сать на боль­ших вы­со­тах при низ­ком дав­ле­нии, впер­вые пред­ло­жил ис­поль­зо­вать стер­жень, со­сто­я­щий из ка­на­ла, пе­ре­кры­то­го ме­тал­ли­че­ским ша­ри­ком. (2)Пер­вые ша­ри­ко­вые ручки были про­сто ужас­ны: ша­ри­ки вы­па­да­ли, пу­зырь­ки воз­ду­ха бло­ки­ро­ва­ли пи­шу­щий узел, чер­ни­ла ча­стень­ко на­чи­на­ли вы­те­кать, и по­на­ча­лу людям было при­выч­нее и, ка­за­лось, проще пи­сать обыч­ной пе­рье­вой руч­кой. (3)<…> ша­ри­ко­вой руч­кой можно было пи­сать с более силь­ным на­жи­мом, чем пе­рье­вой, она не ца­ра­па­ла бу­ма­гу, де­ла­ла мень­ше клякс и по­это­му быст­ро за­во­е­ва­ла по­пу­ляр­ность.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ша­ри­ко­вые ручки, изоб­ретённые Ласло Биро по за­ка­зу Бри­тан­ских воз­душ­ных сил, быст­ро за­во­е­ва­ли по­пу­ляр­ность, не­смот­ря на ряд не­до­стат­ков.

2)  Ша­ри­ко­вую ручку, спо­соб­ную пи­сать на боль­ших вы­со­тах при низ­ком дав­ле­нии, раз­ра­бо­тал бри­та­нец Ласло Биро: он ис­поль­зо­вал стер­жень, со­сто­я­щий из пе­ре­кры­то­го ме­тал­ли­че­ским ша­ри­ком ка­на­ла.

3)  Пер­вые ша­ри­ко­вые ручки, изоб­ретённые по за­ка­зу Бри­тан­ских Ко­ро­лев­ских воз­душ­ных сил, не были вос­тре­бо­ва­ны на­се­ле­ни­ем: люди пред­по­чи­та­ли пи­сать обыч­ны­ми пе­рье­вы­ми руч­ка­ми.

4)  Во­пре­ки тому, что пер­вые ша­ри­ко­вые ручки, изоб­ретённые Ласло Биро по за­ка­зу Бри­тан­ских воз­душ­ных сил, имели мно­же­ство не­до­стат­ков, они очень быст­ро стали по­пу­ляр­ны­ми бла­го­да­ря прин­ци­пи­аль­ным пре­иму­ще­ствам перед пе­рье­вы­ми руч­ка­ми.

5)  Ласло Биро вошёл в ис­то­рию как изоб­ре­та­тель ша­ри­ко­вой ручки, ко­то­рая могла пи­сать на боль­ших вы­со­тах при низ­ком дав­ле­нии, не ца­ра­па­ла бу­ма­гу и де­ла­ла мень­ше клякс.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Иден­тич­ная ин­фор­ма­ция без ис­ка­же­ний пе­ре­даётся в пред­ло­же­ни­ях 1 и 4.

 

Ответ: 14|41.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 12524
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

На­при­мер,

Вслед­ствие этого

Од­на­ко

Причём

Кроме того,


2
Тип Д3 № 12525
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова НИЗ­КИЙ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

НИЗ­КИЙ, -ая, -ое; -зок,  — зка,  — зко,  — зки.

1)   Малый по вы­со­те, на­хо­дя­щий­ся на не­боль­шой вы­со­те от земли, от ка­ко­го-н. уров­ня. Н. забор.

2)   Не до­сти­га­ю­щий сред­не­го уров­ня, мень­ше сред­ней нормы, не­зна­чи­тель­ный. Низ­кие цены.

3)   Пло­хой, не­удо­вле­тво­ри­тель­ный в ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии. Н. сорт.

4)   Под­лый, бес­чест­ный (презр.). Н. по­сту­пок.

5)   Гу­стой на слух. Н. бас.


3
Тип Д2 № 14348
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный про­ти­ви­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.