Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 12548
i

(1)Ги­бель За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии в эпоху ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья по­влек­ла за собой раз­ру­ше­ние хра­мов, рос­кош­ных за­го­род­ных вилл, раз­гром целых го­ро­дов, утра­ту мно­гих про­из­ве­де­ний изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, уни­что­же­ние пись­мен­ных па­мят­ни­ков про­шло­го и, как след­ствие, упа­док куль­ту­ры в целом. (2)<…> на­сле­дие ан­тич­ной ци­ви­ли­за­ции, обращённой в прах, не ис­чез­ло бес­след­но. (3)В ос­но­ве новой куль­ту­ры лежал син­тез тра­ди­ций ро­ман­ских, кельт­ских, гер­ман­ских на­ро­дов и ряда до­сти­же­ний ан­тич­ной куль­ту­ры, а хри­сти­ан­ство стало тем фак­то­ром, ко­то­рый об­лег­чил по­сте­пен­ное объ­еди­не­ние столь раз­ных куль­тур в еди­ную куль­ту­ру сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пы.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ги­бель За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии в эпоху ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья при­ве­ла к упад­ку и раз­ру­ше­нию ве­ли­кой куль­ту­ры, со­здан­ной ан­тич­ной ци­ви­ли­за­ци­ей.

2)  На ос­но­ве ан­тич­ной куль­ту­ры, почти раз­ру­шен­ной в эпоху ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья, и тра­ди­ций ро­ман­ских, кельт­ских и гер­ман­ских на­ро­дов, объ­единённых хри­сти­ан­ством, об­ра­зо­ва­лась новая ев­ро­пей­ская куль­ту­ра.

3)  На­сле­дие по­гиб­шей За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии в со­че­та­нии с тра­ди­ци­я­ми ро­ман­ских, кельт­ских и гер­ман­ских на­ро­дов и объ­еди­ня­ю­щей силой хри­сти­ан­ства стало ос­но­вой новой ев­ро­пей­ской куль­ту­ры Сред­не­ве­ко­вья.

4)  Хри­сти­ан­ство стало глав­ной объ­еди­ня­ю­щей силой в пе­ри­од упад­ка новой куль­ту­ры ев­ро­пей­ско­го Сред­не­ве­ко­вья, фор­ми­ро­вав­шей­ся на ос­но­ве тра­ди­ций кельт­ских, ро­ман­ских и гер­ман­ских на­ро­дов.

5)  Ги­бель Рим­ской им­пе­рии была за­ко­но­мер­ной, так как ан­тич­ная ци­ви­ли­за­ция долж­на была усту­пить место более силь­ным тра­ди­ци­ям ро­ман­ских, гер­ман­ских и кельт­ских на­ро­дов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Иден­тич­ная ин­фор­ма­ция без ис­ка­же­ний пе­ре­даётся в пред­ло­же­ни­ях 2 и 3.

 

Ответ: 23|32.

Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 12549
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ния слов).

 

Кроме того,

Между тем

По­то­му

Дело в том, что

Так что


2
Тип Д3 № 12550
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова КУЛЬ­ТУ­РА. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

КУЛЬ­ТУ­РА, -ы, ж.

1)   Со­во­куп­ность до­сти­же­ний че­ло­ве­че­ства в про­из­вод­ствен­ном, об­ще­ствен­ном и ду­хов­ном от­но­ше­нии. Ис­то­рия куль­ту­ры.

2)   То же, что куль­тур­ность. Че­ло­век вы­со­кой куль­ту­ры.

3)   Раз­ве­де­ние, вы­ра­щи­ва­ние ка­ко­го-н. рас­те­ния или жи­вот­но­го. К. шел­ко­пря­да.

4)   Вы­со­кий уро­вень чего-н., вы­со­кое раз­ви­тие, уме­ние. К. речи.


3
Тип Д2 № 14349
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии.