Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 12800
i

(1)На седь­мой стра­ни­це был не­кро­лог: «(2)Ти­мо­ти Сал­ли­ван. (3)77 лет».

– (4)О боже! – вскри­чал Уо­л­тер Грипп. – (5)Всё кон­че­но.

– (6)Что кон­че­но? – спро­сил я.

– (7)Жить боль­ше не­за­чем. (8)Читай, – Уо­л­тер встрях­нул га­зе­той.

– (9)И что? – уди­вил­ся я.

– (10)Все мои враги мерт­вы.

– (11)Ра­дуй­ся! – за­сме­ял­ся я.

– (12)Те­перь у меня нет при­чин жить.

– (13)Это по­че­му?

– (14)Ты не по­ни­ма­ешь. (15)Тим Сал­ли­ван... (16)Я не­на­ви­дел его всей

душой, всем своим су­ще­ством.

– (17)И что?

– (18)С его смер­тью исчез огонь!

(19)Лицо Уо­л­те­ра по­бе­ле­ло.

– (20)Какой ещё огонь?! – воз­му­тил­ся я.

– (21)Пламя в моей груди, в моей душе, со­кро­вен­ный огонь. (22)Он

воз­го­рал­ся бла­го­да­ря ему. (23)Он за­став­лял меня идти вперёд, а те­перь

Сал­ли­ван всё ис­пор­тил, он задул это пламя… (24)Ладно, пойду в кро­вать,

буду бе­ре­дить свои раны.

– (25)Отой­ди от кро­ва­ти, это глупо – на дворе день!

– (26)По­зво­ни в морг, какой там у них ас­сор­ти­мент над­гро­бий. (27)Мне

про­стую плиту. (28)Ты куда?

– (29)На улицу, воз­ду­хом по­ды­шать.

– (30)Вернёшься, а меня, может, уже и не будет!

– (31)По­тер­пишь, пока я по­го­во­рю с кем-ни­будь, кто в здра­вом уме!

– (32)С кем же это?

– (33)С самим собой!

(34)Я вышел по­сто­ять на сол­ныш­ке, по­гля­дел во­круг и за­ду­мал­ся.

(35)«Боже мой! (36)При­ду­май хоть что-ни­будь!» – завёл я диа­лог сам

с собой. (37)«Я не знаю, что де­лать», – от­ве­ти­ло мне моё вто­рое я.

(38)«По­го­ди, какие чув­ства ты ис­пы­ты­ва­ешь к нему сей­час? (39)Злость?

(40)Точно! (41)Вот и за­цеп­ка! (42)Воз­вра­ща­ем­ся!»

(43)Я вер­нул­ся в ком­на­ту.

– (44)Всё ещё уми­ра­ешь?

– (45)А ты как думал?

– (46)Вот упря­мый осёл.

(47)Я подошёл ближе к Уо­л­те­ру – решил сто­ять у него над душой.

– (48)Хотя нет, ни­ка­кой ты не осёл – конь с но­ро­вом. (49)По­до­жди, мне

надо со­брать­ся с мыс­ля­ми, чтобы вы­ва­лить всё разом.

– (50)Давай по­ско­рее, я уже от­хо­жу, – про­изнёс Уо­л­тер.

– (51)Слу­шай!

(52)Уо­л­тер за­мор­гал:

– (53)Ну чего тебе, мой ста­рый друг, за­ка­дыч­ный друж­бан?

– (54)Ни­ка­кой я тебе не друг. (55)Раз уж ты со­брал­ся по­ми­рать, на­ста­ла

пора для ис­по­ве­ди.

– (56)Так ведь это я дол­жен ис­по­ве­до­вать­ся.

– (57)Сна­ча­ла я! (58)Пом­нишь, в ше­сть­де­сят де­вя­том была не­до­ста­ча, ты

тогда по­ду­мал, что Сэм Уил­лис при­хва­тил день­ги с собой в Мек­си­ку?

– (59)Ко­неч­но, Сэм тогда украл бабки, кто же ещё.

– (60)Всё это моих рук дело, я при­кар­ма­нил день­ги и сва­лил на него!

– (61)Ну, это не такой уж тяж­кий грех, – про­изнёс Уо­л­тер.

– (62)Те­перь насчёт школь­но­го вы­пуск­но­го в пять­де­сят вось­мом. (63)Ты

хотел, чтобы в тот вечер тебя со­про­вож­да­ла Мэри-Джейн Ка­ру­зо. (64)Но я

рас­ска­зал ей про тебя вся­кие га­до­сти, и она от­ка­за­лась!

– (65)Ты? – Уо­л­тер вы­та­ра­щил на меня глаза.

– (66)Точно.

(67)Уо­л­тер ткнул ку­ла­ком по­душ­ку и лёг, при­под­няв­шись на локте.

– (68)Потом была Ген­ри­ет­та Джор­дан.

– (69)Бог мой, Ген­ри­ет­та. (70)Я был так влюблён в неё! (71)По­тря­са-

ющее было лето.

– (72)Бла­го­да­ря мне оно для тебя за­кон­чи­лось.

– (73)Что?!

– (74)Она ведь бро­си­ла тебя, ска­за­ла, что её мать при смер­ти и ей надо

быть подле ма­моч­ки?

– (75)Ты сбе­жал с Ген­ри­ет­той?

– (76)Точно.

(77)Я го­во­рил ещё много чего обид­но­го, вдох­нов­ля­ясь соб­ствен­ной

фан­та­зи­ей. (78)И злоба Уо­л­те­ра креп­ла, а вме­сте с ней – и его жиз­нен­ные

силы.

– (79)Чу­до­ви­ще! – всхлип­нул он, све­сив ноги с кро­ва­ти. – (80)Мой

луч­ший друг! (81)Я уни­что­жу тебя!

– (82)Сна­ча­ла пой­май!.. (83)Что это ты де­ла­ешь?

– (84)Вы­ле­заю из кро­ва­ти! (85)Иди сюда!

– (86)Не­туш­ки!

– (87)Я уни­что­жу тебя! (88)Даже если на это уйдут годы! (89)Даже если

на это уйдёт целая веч­ность!

– (90)Веч­ность! (91)Это круто! (92)Тада-да-дам! (93)Кем я тебе да­ве­ча

был?

– (94)Дру­гом?

– (95)Да, дру­гом!

(96)Я рас­сме­ял­ся сме­хом врача-те­ра­пев­та, вы­ско­чил за дверь и

улыб­нул­ся.

 

(По Р. Бр­эд­бе­ри*)


* Рэй Бр­эд­бе­ри (1920-2012)  — аме­ри­кан­ский пи­са­тель, автор более 800 раз­ных ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, среди ко­то­рых не­сколь­ко ро­ма­нов и по­ве­стей, сотни рас­ска­зов, де­сят­ки пьес, ряд ста­тей, за­ме­ток и сти­хо­тво­ре­ний.

Из пред­ло­же­ний 82–96 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем «не­дав­но».

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 93 в зна­че­нии «не­дав­но» упо­треб­ле­но слово «да­ве­ча».

Ответ: да­ве­ча

Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

1
Тип 23 № 12772
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Уо­л­тер Грипп когда-то счи­тал Ти­мо­ти Сал­ли­ва­на своим дру­гом, а впо­след­ствии воз­не­на­ви­дел всем своим су­ще­ством.

2)  Ре­ак­ция друга на из­ве­стие о смер­ти сво­е­го по­след­не­го врага разо­зли­ла героя-рас­сказ­чи­ка.

3)  Рас­сказ­чик, по­ни­мая, что его друг сдал­ся, решил при­знать­ся ему в том, что скры­вал много лет.

4)  Герой-рас­сказ­чик и Уо­л­тер дру­жат очень давно, со времён школы.

5)  Рас­сказ­чик по про­фес­сии – быв­ший врач-те­ра­певт.


2
Тип 24 № 12773
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 35–41 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ние 24 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях 21–23.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 26–27 пред­став­ле­но опи­са­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 34 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 90–93 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния.


3
Тип 25 № 12774
i

Из пред­ло­же­ний 20–30 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 12775
i

Среди пред­ло­же­ний 56–64 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, лич­но­го ме­сто­име­ния и си­но­ни­мов.


5
Тип Д28 № 12776
i

«Пред­став­лен­ный текст чрез­вы­чай­но ди­на­ми­чен, и одним из глав­ных средств, бла­го­да­ря ко­то­рым он при­об­ре­та­ет такую черту, яв­ля­ет­ся такая форма речи, как (А)______ (на­при­мер, пред­ло­же­ния 6–14).

Лек­си­че­ский уро­вень, в част­но­сти ис­поль­зо­ва­ние (Б)______ (пред­ло­же­ния 60, 65, 86) и (В)______ (на­при­мер, "со­кро­вен­ный" в пред­ло­же­нии 21, "воз­го­рал­ся" в пред­ло­же­нии 22), также спо­соб­ству­ет со­зда­нию мак­си­маль­но "живой", ре­а­ли­стич­ной си­ту­а­ции. Этому же слу­жит и такое лек­си­ко-син­так­си­че­ское сред­ство, как (Г)______ (пред­ло­же­ния 22–23, 88–89)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1)  слова вы­со­ко­го стиля

2)  ана­фо­ра

3)  ввод­ные слова и пред­ло­же­ния

4)  гра­да­ция

5)  диа­лог

6)  ли­то­та

7)  си­но­ни­мы

8)  раз­го­вор­ные слова и про­сто­ре­чия

9)  ме­то­ни­мия

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

6
Тип Д27 C27 № 12777
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.