Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B6 № 1290
i

(1)Когда я вошёл в новую пу­стую квар­ти­ру, един­ствен­ный, кто встре­тил меня, был ста­рый за­сне­жен­ный то­поль за окном, он остал­ся от де­ре­вен­ской усадь­бы, ко­то­рая была на этом месте, и те­перь, за­гля­ды­вая во вто­рой этаж, будто ска­зал мне: «Здрав­ствуй»,  — и от белых пре­крас­ных вет­вей его в ком­на­ту лился свет, чи­стый, не­по­роч­ный, не­под­куп­ный. (2)Потом при­ш­ла весна, и од­на­ж­ды утром, после тёплого ноч­но­го дождя, в окно за­гля­ну­ло что-то зелёное, дым­ча­тое, не­опре­делённое.

 

(3)Каж­дую весну по­вто­ря­ет­ся одно и то же, и каж­дый раз это как чудо, чудо об­нов­ле­ния, и к нему нель­зя при­вык­нуть. (4)Я долго стоял и смот­рел и не мог на­гля­деть­ся. (5)Те­перь за окном будто по­се­лил­ся кто-то живой, шумел и вдруг за­мол­кал, а во время ветра ти­хонь­ко и крот­ко по­сту­ки­вал в окно.

 

(6)Он жил всеми сво­и­ми ли­стья­ми, ты­ся­ча­ми тысяч ли­стьев, под­став­ляя их солн­цу, луне, ветру, дождю. (7)Он ра­до­вал­ся жизни вовсю, каж­дую ми­ну­ту, каж­дую се­кун­ду сво­е­го бытия. (8)А я, раз­ду­мы­вая над своей жиз­нью, хотел бы на­учить­ся у него этой по­сто­ян­ной ра­до­сти на воле под небом.

 

(9)На его ветви при­ле­та­ли птицы, они сви­сте­ли, пели свои ко­рот­кие го­род­ские пе­сен­ки, может, то­поль им рас­ска­зы­вал обо мне, и они за­гля­ды­ва­ли в окно и ух­мы­ля­лись.

 

(10)Какое это было дол­гое чу­дес­ное лето в тот пер­вый год жизни в новой ком­на­те, с живым то­по­лем у са­мо­го окна, какие были бес­ко­неч­ные за­ка­ты, и свет­лые ночи, и лег­кие сны! (11)Лишь ино­гда мне вдруг сни­лось, что я по­че­му-то по­те­рял новую ком­на­ту и снова живу в ста­рой, тёмной и чад­ной, с голой элек­три­че­ской лам­поч­кой на длин­ном шнуре. (12)Но я про­сы­пал­ся, и то­поль гля­дел в ком­на­ту с чи­сты­ми, све­жи­ми сте­на­ми, и пред­рас­свет­ный зелёный шум сли­вал­ся с ощу­ще­ни­ем счаст­ли­во­го про­буж­де­ния. (13)Потом при­ш­ла осень, ли­стья по­жел­те­ли, и в ком­на­те стало тихо, груст­но.

 

(14)На­ча­лись осен­ние ливни и бури, по ночам то­поль скри­пел, сто­нал, бился вет­вя­ми о стену, слов­но про­сил за­щи­ты от не­по­го­ды. (15)По­сте­пен­но об­ле­та­ли ли­стья с его вет­вей, сна­ча­ла с верх­них, потом с ниж­них. (16)Ли­стья стру­и­лись ру­чья­ми, усти­лая бал­кон, и не­ко­то­рые при­ли­па­ли к стек­лам и с ужа­сом гля­де­ли в ком­на­ту, чего-то ожи­дая.

 

(17)И вот уже на то­по­ле не оста­лось ни од­но­го ли­сточ­ка, он стоял голый, чёрный, слов­но об­го­ре­лый, и на фоне си­не­го неба видна была каж­дая чёрная ве­точ­ка, каж­дая жи­лоч­ка, было тор­же­ствен­но тихо и пе­чаль­но в при­ро­де, не­гре­ю­щее солн­це све­ти­ло по-лет­не­му. (18)И, как все­гда, вспо­ми­на­лось дет­ство и ду­ма­лось: кто ты? (19)В чём смысл жизни? (20)Потом ещё раз была весна, и всё было сна­ча­ла, и жизнь ка­за­лась бес­ко­неч­ной.

 

(21)Но од­на­ж­ды утром я услы­шал под окном звук, будто то­поль мой виз­жал. (22)Я бро­сил­ся к окну. (23)Внизу сто­я­ли скре­пе­ры и до­рож­ные катки, ко­то­рые про­би­ва­ли новую улицу, и ра­бо­чий элек­три­че­ской пилой валил сто­яв­ший по­сре­ди до­ро­ги то­поль.

 

(24)И вот свер­ху я уви­дел, как дрожь про­шла по всему его зелёному телу, он за­ша­тал­ся, мгно­ве­ние по­ду­мал и рух­нул на новую улицу, пе­ре­крыв её во всю ши­ри­ну шу­мя­щей зелёной об­валь­ной лист­вой.

 

(25)И от­кры­лась мне крас­но­кир­пич­ная, скуч­ная, голая стена дома на той сто­ро­не улицы, и с тех пор я вижу толь­ко её и ку­со­чек неба.

 

(26)Часто вспо­ми­на­ет­ся мне мой то­поль. (27)И всё ка­жет­ся, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на по­ля­не, шумит всеми ли­стья­ми.

(По Б. Ям­поль­ско­му*)

 

*Борис Са­мой­ло­вич Ям­поль­ский (1912-1972), рус­ский пи­са­тель.

Среди пред­ло­же­ний 20-27 най­ди­те слож­ные пред­ло­же­ния, в со­став ко­то­рых вхо­дит(-ят) при­да­точ­ное(-ые) изъ­яс­ни­тель­ное (-ые). На­пи­ши­те но­ме­ра всех этих слож­ных пред­ло­же­ний.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пред­ло­же­ния 24 и 27 яв­ля­ют­ся слож­ны­ми с при­да­точ­ны­ми изъ­яс­ни­тель­ны­ми:

 

(24) И вот свер­ху я уви­дел, как дрожь про­шла по всему его зелёному телу, он за­ша­тал­ся, мгно­ве­ние по­ду­мал и рух­нул на новую улицу, пе­ре­крыв её во всю ши­ри­ну шу­мя­щей зелёной об­валь­ной лист­вой.

 

(27) И всё ка­жет­ся, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на по­ля­не, шумит всеми ли­стья­ми.

Гость 05.05.2012 12:25

по­че­му 21 пред­ло­же­ние не вхо­дит в ответ?

ведь союз "будто" как раз таки и ука­зы­ва­ет на то,что в со­став пред­ло­же­ния вхо­дит при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное

Гость

В дан­ном слу­чае это срав­ни­тель­ный обо­рот, а не при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное.

Гость 03.12.2012 17:34

По­че­му 23 не вхо­дит?

Гость

В пред­ло­же­нии 23 есть при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное (смот­ри­те на союзы: под­чи­ни­тель­ный союз «ко­то­рый» обыч­но ука­зы­ва­ет на опре­де­ли­тель­ное при­да­точ­ное).

1
Тип 23 № 1282
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пер­вое зна­ком­ство с то­по­лем со­сто­я­лось летом.

2)  Герой рас­ска­за любил си­деть на улице под этим де­ре­вом.

3)  То­поль всеми си­ла­ми ра­до­вал­ся теплу, солн­цу и воле.

4)  Герой хотел на­учить­ся у то­по­ля любви к жизни и воле.

5)  То­поль сру­би­ли, так он не давал про­ни­кать свету в квар­ти­ры дома.


2
Тип 24 № 1283
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­ло­же­ния 1—2 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

2)  В 17 пред­ло­же­нии пред­став­ле­но опи­са­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 21-22 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 12 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  В пред­ло­же­нии 20 со­дер­жит­ся вывод из пред­ло­же­ний 18 и 19.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 1284
i

Из пред­ло­же­ний 14-16 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы.

 


4
Тип 26 № 1291
i

Среди пред­ло­же­ний 14-17 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния и форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B1 № 1285
i

Ука­жи­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова ОБ­НОВ­ЛЕ­НИЕ (пред­ло­же­ние 3).


6
Тип Д B2 № 1286
i

Из пред­ло­же­ний 21-23 вы­пи­ши­те все пред­ло­ги.


7
Тип Д B3 № 1287
i

Ука­жи­те спо­соб под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии ИНО­ГДА СНИ­ЛОСЬ (пред­ло­же­ние 11).


8
Тип Д B4 № 1288
i

Среди пред­ло­же­ний 12-16 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит(-ят) од­но­со­став­ное(-ые) без­лич­ное(-ые). На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B5 № 1289
i

Среди пред­ло­же­ний 1-8 най­ди­те пред­ло­же­ния с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, вы­ра­жен­ным де­е­при­част­ным обо­ро­том. На­пи­ши­те но­ме­ра всех этих пред­ло­же­ний.


10
Тип Д28 № 1292
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Вспо­ми­ная о когда-то рос­шем под окном то­по­ле, Б. Ям­поль­ский ис­поль­зу­ет такие тропы, как (А)_____ («жил ты­ся­ча­ми тысяч ли­стьев» в пред­ло­же­нии 6) (Б)_____ («то­поль им рас­ска­зы­вал обо мне» в пред­ло­же­нии 9). Такой приём, как (В)_____ (в пред­ло­же­нии 27), пе­ре­даёт чув­ства ав­то­ра. А такой троп, как (Г)_____ (на­при­мер, «пре­крас­ных вет­вей» в пред­ло­же­нии 1), уси­ли­ва­ет об­раз­ность тек­ста».

 

Спи­сок тер­ми­нов

1)  ряды од­но­род­ных чле­нов

2)   про­ти­во­по­став­ле­ние

3)  оли­це­тво­ре­ние

4)   диа­лек­тизм

5)  срав­ни­тель­ный обо­рот

6)   ри­то­ри­че­ский во­прос

7)  ги­пер­бо­ла

8)   эпи­тет

9)  пар­цел­ля­ция

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 2370
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.