Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B3 № 1363
i

(1)По­че­му-то мно­гие со­вре­мен­ные эст­рад­ные «звёзды» с осо­бен­ным удо­воль­стви­ем го­во­рят о том, как плохо они учи­лись в школе. (2)Кому-то объ­яв­ля­ли вы­го­во­ры за ху­ли­ган­ство, кого-то остав­ля­ли на вто­рой год, кто-то до­во­дил пе­да­го­гов до об­мо­роч­но­го со­сто­я­ния сво­и­ми умо­по­мра­чи­тель­ны­ми причёсками... (3)Можно по-раз­но­му от­но­сить­ся к по­доб­ным от­кро­ве­ни­ям наших «звёзд»: одних эти рас­ска­зы об озор­ном дет­стве при­во­дят в уми­ле­ние, дру­гие на­чи­на­ют ворч­ли­во се­то­вать на то, что се­год­ня путь на сцену от­крыт толь­ко без­да­рям и не­веж­дам.

 

(4)Но боль­ше всего бес­по­ко­ит ре­ак­ция под­рост­ков. (5)У них воз­ни­ка­ет стой­кое убеж­де­ние, что наи­бо­лее ко­рот­кий путь к из­вест­но­сти про­ле­га­ет через дет­скую ком­на­ту ми­ли­ции. (6)Они-то всё при­ни­ма­ют за чи­стую мо­не­ту. (7)Они да­ле­ко не все­гда по­ни­ма­ют, что рас­ска­зы о «без­ба­шен­ном» дет­стве, когда бу­ду­щая «звез­да» по­ра­жа­ла всех окру­жа­ю­щих своим эк­зо­ти­че­ским свое­об­ра­зи­ем,  — это всего лишь сце­ни­че­ская ле­ген­да, что-то вроде кон­церт­но­го ко­стю­ма, ко­то­рый от­ли­ча­ет ар­ти­ста от обыч­но­го че­ло­ве­ка. (8)Под­ро­сток не про­сто вос­при­ни­ма­ет ин­фор­ма­цию, он её ак­тив­ным об­ра­зом пре­об­ра­зо­вы­ва­ет. (9)Эта ин­фор­ма­ция ста­но­вит­ся ос­но­вой для его жиз­нен­ной про­грам­мы, для вы­ра­бот­ки путей и спо­со­бов до­сти­же­ния цели. (10)Вот по­че­му че­ло­век, ко­то­рый что-то ве­ща­ет на мно­го­мил­ли­он­ную ауди­то­рию, дол­жен об­ла­дать вы­со­ким чув­ством от­вет­ствен­но­сти.

 

(11)На самом ли деле он вы­ра­жа­ет свои мысли или бес­со­зна­тель­но про­дол­жа­ет сце­ни­че­скую игру и го­во­рит то, чего от него ждут по­клон­ни­ки? (12)По­смот­ри­те: я «свой», такой же, как все. (13)От­сю­да и иро­нич­но-снис­хо­ди­тель­ное от­но­ше­ние к об­ра­зо­ван­но­сти, и ко­кет­ли­вое ёрни­ча­нье: «Уче­нье  — свет, а не­уче­нье  — при­ят­ный по­лу­мрак», и над­мен­ное са­мо­лю­бо­ва­ние. (14)Но вот пе­ре­да­ча за­кон­чи­лась. (15)Что оста­лось в душе тех, кто слу­шал ар­ти­ста? (16)Какие се­ме­на он по­се­ял в до­вер­чи­вых серд­цах? (17)Кого он сде­лал лучше? (18)Кого он на­пра­вил на путь твор­че­ско­го со­зи­да­ния? (19)Когда од­но­му из­вест­но­му ди-джею мо­ло­день­кая жур­на­лист­ка за­да­ла эти во­про­сы, он про­сто фырк­нул: да идите вы, я со­всем не для этого... (20)И в этом не­до­умен­ном воз­му­ще­нии «поп-звез­ды» про­яв­ля­ет­ся её граж­дан­ская не­зре­лость, её че­ло­ве­че­ская «не­до­об­ра­зо­ван­ность». (21)А че­ло­век, ко­то­рый ещё не по­стро­ил себя как лич­ность, не осо­знал своей мис­сии в об­ще­стве, ста­но­вит­ся по­кор­ным слу­гой толпы, её вку­сов и по­треб­но­стей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.

 

(23)Если ис­кус­ство не зовёт к свету, если оно, хи­хи­кая и лу­ка­во под­ми­ги­вая, тащит че­ло­ве­ка в «при­ят­ный по­лу­мрак», если оно ядо­ви­той кис­ло­той иро­нии уни­что­жа­ет не­зыб­ле­мые цен­но­сти, тогда воз­ни­ка­ет ре­зон­ный во­прос: а нужно ли такое «ис­кус­ство» об­ще­ству, до­стой­но ли оно того, чтобы стать ча­стью на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры?

(По И. Гон­цо­ву*)

 

*Игорь Гон­цов  — со­вре­мен­ный пуб­ли­цист.

Ука­жи­те тип под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии СЕ­ГОД­НЯ ОТ­КРЫТ (пред­ло­же­ние 3).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

При типе связи ПРИ­МЫ­КА­НИЕ за­ви­си­мое слово вы­ра­же­но не­из­ме­ня­е­мым сло­вом  — на­ре­чи­ем, де­е­при­ча­сти­ем, а также ин­фи­ни­ти­вом.

 

В сло­во­со­че­та­нии СЕ­ГОД­НЯ ОТ­КРЫТ за­ви­си­мое слово СЕ­ГОД­НЯ вы­ра­же­но на­ре­чи­ем.

1
Тип 23 № 1358
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в воз­рас­та­ю­щем по­ряд­ке.

 

1)  Хо­ро­шее, ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние  — глав­ное усло­вие жиз­нен­но­го успе­ха.

2)  Слу­жи­тель ис­кус­ства дол­жен осо­зна­вать свою вы­со­кую от­вет­ствен­ность перед лю­дь­ми.

3)  Со­вре­мен­ные под­рост­ки за­ча­стую верят рас­ска­зам о дет­стве лю­би­мых ар­ти­стов.

4)  Мно­гие «звёзды» эст­ра­ды скром­но умал­чи­ва­ют о фак­тах своих школь­ных не­удач.

5)  В со­вре­мен­ном мире путь на сцену от­крыт лишь людям без­дар­ным.


2
Тип 24 № 1359
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 8-10 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  23 пред­ло­же­ние со­дер­жит эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ное суж­де­ние ав­то­ра по по­во­ду того, что вы­ска­зы­ва­ет­ся в 1-2 пред­ло­же­ни­ях тек­ста.

3)  Пред­ло­же­ние 5 объ­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 4.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 16-18 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

5)  Пре­об­ла­да­ю­щий тип в тек­сте—по­вест­во­ва­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 1360
i

Из пред­ло­же­ния 6 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

 


4
Тип 26 № 1367
i

Среди пред­ло­же­ний 11—22 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B1 № 1361
i

Ука­жи­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова ИЗ­ВЕСТ­НОСТЬ (пред­ло­же­ние 5).


6
Тип Д B2 № 1362
i

Из пред­ло­же­ний 1  — 3 вы­пи­ши­те крат­кое при­ча­стие.


7
Тип Д B4 № 1364
i

Среди пред­ло­же­ний 1—7 най­ди­те слож­ное, одной из ча­стей ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ное без­лич­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


8
Тип Д B5 № 1365
i

Среди пред­ло­же­ний 13—23 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B6 № 1366
i

Среди пред­ло­же­ний 7—11 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


10
Тип Д28 № 1368
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Стро­ки тек­ста сви­де­тель­ству­ют об ис­крен­ней обес­по­ко­ен­но­сти ав­то­ра по­став­лен­ной про­бле­мой. И яркое тому до­ка­за­тель­ство  — упо­треб­ле­ние таких лек­си­че­ских средств вы­ра­зи­тель­но­сти, как (А)_____ («без­да­рям и не­веж­дам»), (Б)_____ («не­до­об­ра­зо­ван­ность» в пред­ло­же­нии 20). Взвол­но­ван­ность И. Гон­цо­ва пе­ре­рас­та­ет в не­под­дель­ную тре­во­гу во вто­рой части тек­ста, где ис­поль­зо­ва­ны такое син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 15—18), и такой троп, как (Г)_____ («кис­ло­той иро­нии уни­что­жа­ет не­зыб­ле­мые цен­но­сти» в пред­ло­же­нии 23)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  развёрну­тая ме­та­фо­ра

2)  диа­лек­тизм

3)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

4)  тер­ми­ны

5)  ли­то­та

6)  ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ское слово

7)  ряд од­но­род­ных чле­нов

8)  во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

9)  эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 2372
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.