СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 27 № 13830

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

(2)«Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на

роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3)Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4)Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5)У него не было ничего, он же хотел всего.

(6)Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.

(7)…Итак, 8-го ноября 19… года Скоков положил в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.

(8)С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

(9)Скоков взял пятидневный отпуск.

(10)В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11)А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

(12)Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13)Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14)Напряжённое волнение музыки? (15)Запах и блеск цветов?

(16)Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

(17)Скоков испугался возможного разочарования. (18)Душа его встрепенулась. (19)Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

(20)Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.

(21)От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

(22)У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа.

(23)Волнуясь, вошёл. (24)Разделся. (25)И, чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26)Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27)Он сознавал, что

действует, как во сне. (28)Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

(29)В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30)Как оказалось, даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31)Заснул Скоков счастливым как никогда.

(32)…Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33)Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.

 

 

(по А.С. Грину*)


* Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880– 1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

Пояснение.

Основные проблемыПозиция автора
1. Проблема грамотной постановки цели в жизни и выбора средств достижения этой цели. Проблема смысла жизни.

(Какой должна быть цель в жизни человека? Всегда ли оправданны те средства, которые человек выбирает для достижения своей жизненной цели? Нужно ли ставить целью накопление денег? В чём заключается смысл жизни человека? Каковы последствия неграмотной постановки жизненных целей?)

1. От выбора цели в жизни зависит благополучие человека, то, счастлив он или нет. Жизненная цель и средства её достижения должны быть такими, чтобы человек был счастлив, а не испытывал горечи от чрезмерных лишений. Не стоит делать материальные блага целью, смыслом жизни – это лишь одно из средств обретения счастья. Если происходит так, что жизненная цель и средства её достижения выбраны неверно, человек страдает гораздо больше, чем радуется, – и на пути к цели, и по её достижении. Смысл жизни – нематериальное понятие, и нельзя делать деньги этим самым смыслом жизни: это неоправданно.
2. Роль материальных ценностей (денег) в жизни человека.

(Какую роль материальные ценности (деньги) играют в жизни человека? Могут ли деньги быть самоцелью? Каковы последствия ситуации, когда человек делает деньги самоцелью? Как количество денег влияет на качество жизни человека? Много ли денег нужно человеку для счастья? Принесёт ли счастье большая сумма, если она получена путём чрезмерных лишений?)

2. Материальные ценности играют, безусловно, важную роль: они дают возможность человеку почувствовать себя более уверенным, позволяют приобретать другие блага. Однако деньги не могут быть самоцелью. И если человек не осознаёт этого, делает накопление самоцелью, то суммы, даже очень внушительные, накопленные посредством длительных лишений, не приносят радости. Гораздо важнее не количество денег, а качество жизни человека, причём не «одно-разовое», ситуативное, а постоянное. А для этого нужно не так уж много денег.
3. Проблема сущности счастья.

(Что такое счастье? Одинаково ли счастье разных людей?)

3. Для каждого человека счастье своё, индивидуальное. Оно может быть определено количеством денег, социальным статусом – это внутреннее ощущение, которое наполняет жизнь человека радостью, чувством удовлетворения, материальным и/ или душевным комфортом. И важно давать себе возможность быть счастливым, потому что именно ощущение счастья делает жизнь человека полноценной, радостной.
4. Проблема активного и пассивного способа достижения жизненных целей. Проблема активной и пассивной жизненной позиции.

(Какой способ достижения жизненной цели лучше: активный или пассивный?)

4. Пассивный способ без какой бы то ни было активной работы на пути к жизненной цели заставляет человека идти на жертвы, отказывать себе в чём-то, чтобы получить желаемое. Пассивный способ лишён созидания, обновления. А активный способ созидателен: происходит добывание желаемого без ущерба для уже имеющегося.

 

 

 

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.