Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 13868
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Б)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Я очень любил маму, ни­ка­кой обиды на неё не имел, про­сто я её от­лич­но по­ни­мал, хо­ро­шо её знал: она уде­ля­ла вни­ма­ние пре­жде всего на тех людях, ко­то­рые в нём нуж­да­лись.

2)  Была суб­бо­та, он от­пу­стил ра­бо­чих рань­ше вре­ме­ни, сбе­жал с ко­со­го­ра, оку­нул­ся не­сколь­ко раз в ле­дя­ную воду Ал­ма­а­тин­ки и, фыр­кая и сопя, растёрся до­крас­на мох­на­тым по­ло­тен­цем.

3)  Я хотел ска­зать, что меч­таю о том, чтобы мои за­пи­си про­чи­та­ли мно­гие и чтобы мой опыт помог кому-то.

4)  В нём сов­ме­ща­лись те чисто рус­ские, му­жиц­кие черты, ко­то­рые в со­еди­не­нии дают воз­вы­шен­ный образ, де­лав­ший ино­гда не толь­ко на­ше­го сол­да­та не­по­бе­ди­мым, но и ве­ли­ко­му­че­ни­ком.

5)  В этом гор­ном краю кам­ней было много, но каж­дый из них как-то сам по себе устро­ил­ся на под­хо­дя­щем для него месте, кроме од­но­го, са­мо­го угро­жа­ю­ще огром­но­го.

6)  Сна­ча­ла я долго гулял, а после воз­вра­ще­ния домой, рас­по­ло­жив­шись в бе­сед­ке, стра­ни­цы но­во­го ро­ма­на за­хва­ти­ли меня до са­мо­го ве­че­ра.

7)  Со­глас­но предъ­яв­лен­ным до­ку­мен­там, лей­те­нант был занесён в штат сек­рет­ной служ­бы.

8)  Пуб­ли­ка­ция на­пи­сан­ной Го­го­лем поэмы «Ганц Кю­хель­гар­тен» ещё в гим­на­зии была встре­че­на кри­ти­кой Пе­тер­бур­га на­смеш­ка­ми, после чего Го­голь сжёг все книги с этой по­э­мой, за­брав их у кни­го­про­дав­цев.

9)  Услы­шав шум и по­ду­мав о том, что не на­чи­на­ет­ся ли на пло­ща­ди что-то ин­те­рес­ное, Ни­ко­лай со­брал­ся, сунул в кар­ман кло­чок га­зе­ты и быст­ры­ми ша­га­ми от­пра­вил­ся к пло­ща­ди.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

А)  ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния − 9) Услы­шав шум и по­ду­мав о том, что не на­чи­на­ет­ся ли на пло­ща­ди что-то ин­те­рес­ное, Ни­ко­лай со­брал­ся, сунул в кар­ман кло­чок га­зе­ты и быст­ры­ми ша­га­ми от­пра­вил­ся к пло­ща­ди. КОР­РЕКТ­НО: 9) Услы­шав шум и по­ду­мав о том, не на­чи­на­ет­ся ли на пло­ща­ди что-то ин­те­рес­ное, Ни­ко­лай со­брал­ся, сунул в кар­ман кло­чок га­зе­ты и быст­ры­ми ша­га­ми от­пра­вил­ся к пло­ща­ди.

 

Б)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом − 1) Я очень любил маму, ни­ка­кой обиды на неё не имел, про­сто я её от­лич­но по­ни­мал, хо­ро­шо её знал: она уде­ля­ла вни­ма­ние пре­жде всего на тех людях, ко­то­рые в нём нуж­да­лись. КОР­РЕКТНО: 1) Я очень любил маму, ни­ка­кой обиды на неё не имел, про­сто я её от­лич­но по­ни­мал, хо­ро­шо её знал: она уде­ля­ла вни­ма­ние пре­жде всего ТЕМ ЛЮДЯМ, ко­то­рые в нём нуж­да­лись.

 

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том − 8) Пуб­ли­ка­ция на­пи­сан­ной Го­го­лем поэмы «Ганц Кю­хель­гар­тен» ещё в гим­на­зии была встре­че­на кри­ти­кой Пе­тер­бур­га на­смеш­ка­ми, после чего Го­голь сжёг все книги с этой по­э­мой, за­брав их у кни­го­про­дав­цев. КОР­РЕКТ­НО: 8) Пуб­ли­ка­ция на­пи­сан­ной Го­го­лем ещё в гим­на­зии поэмы «Ганц Кю­хель­гар­тен» была встре­че­на кри­ти­кой Пе­тер­бур­га на­смеш­ка­ми, после чего Го­голь сжёг все книги с этой по­э­мой, за­брав их у кни­го­про­дав­цев.

 

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том − 6) Сна­ча­ла я долго гулял, а после воз­вра­ще­ния домой, рас­по­ло­жив­шись в бе­сед­ке, стра­ни­цы но­во­го ро­ма­на за­хва­ти­ли меня до са­мо­го ве­че­ра. КОР­РЕКТ­НО: 6) Сна­ча­ла я долго гулял, а после воз­вра­ще­ния домой, де­е­при­ча­стиерас­по­ло­жив­шись в бе­сед­ке, читал новый роман, стра­ни­цы ко­то­ро­го за­хва­ти­ли меня до са­мо­го ве­че­ра.

 

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми − 4) В нём сов­ме­ща­лись те чисто рус­ские, му­жиц­кие черты, ко­то­рые в со­еди­не­нии дают воз­вы­шен­ный образ, де­лав­ший ино­гда не толь­ко на­ше­го сол­да­та не­по­бе­ди­мым, но и ве­ли­ко­му­че­ни­ком. КОР­РЕКТ­НО: 4) В нём сов­ме­ща­лись те чисто рус­ские, му­жиц­кие черты, ко­то­рые в со­еди­не­нии дают воз­вы­шен­ный образ, де­лав­ший ино­гда на­ше­го сол­да­та не толь­ко не­по­бе­ди­мым, но и ве­ли­ко­му­че­ни­ком.

 

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 2, 3, 5, 7 грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет.

 

Ответ: 91864.

 

При­ме­ча­ние:

Пред­ло­же­ние 8 дей­стви­тель­но до­ста­точ­но за­пу­та­но и не со­всем со­от­вет­ству­ет типу ошиб­ки в при­част­ном обо­ро­те. Но, как бы это ни груст­но зву­ча­ло, по­доб­ные вещи на эк­за­ме­не быть могут. Из­ме­нять дан­ное за­да­ние у нас нет воз­мож­но­сти, таким оно со­зда­но раз­ра­бот­чи­ком.

Пред­ло­же­ние 1 не со­от­вет­ству­ет типу «не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом», это ошиб­ка управ­ле­ния, и свя­за­на она с гла­го­лом.

Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.