Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 1396
i

(1)Не­дав­но про­чи­тал в ин­тер­вью го­род­ско­го чи­нов­ни­ка: «Фи­лар­мо­ния «Пе­тер­бург-кон­церт» долж­на стать про­дю­сер­ским цен­тром, свое­об­раз­ной «фаб­ри­кой звёзд»... (2)Более не­удач­ное со­че­та­ние слов  — «фаб­ри­ка звёзд»  — труд­но себе пред­ста­вить в устах пред­се­да­те­ля Ко­ми­те­та по куль­ту­ре. (3)Ведь то, что по­ка­зы­ва­ет нам те­ле­ви­де­ние под этим на­зва­ни­ем,  — если и фаб­ри­ка, то не звёзд, а, ско­рее, за­штам­по­ван­ной ме­тео­рит­ной пыли, ко­то­рая в доли се­кунд ис­че­за­ет в жи­во­тво­ря­щей ат­мо­сфе­ре куль­ту­ры. (4)Бед­ная стра­на наша! (5)Кроме про­чих не­ис­чис­ли­мых не­ду­гов, она про­сто за­ра­же­на «звёздной бо­лез­нью». (6)А нам нужны ма­сте­ра!

 

(7)По­нят­но, что вос­пи­та­ние актёра, певца и му­зы­кан­та тре­бу­ет не толь­ко не­имо­вер­но­го труда, спо­соб­но­стей и тер­пе­ния, но и вре­ме­ни. (8)Не­да­ром даже очень сред­нее об­ра­зо­ва­ние тре­бу­ет не менее трёх лет обу­че­ния. (9)А за пол­го­да не­окреп­ших мо­ло­дых людей, даже по­да­ю­щих на­деж­ды, можно толь­ко вы­му­штро­вать, обу­чив не­мно­гим ак­тер­ским штам­пам, год­ным на по­тре­бу не­взыс­ка­тель­ной толпе.

 

(10)Если го­во­рить сло­ва­ми ве­ли­ко­го поэта, то мы «сеем ра­зум­ное, доб­рое, веч­ное». (11)И в школь­ном клас­се, и в пре­крас­ном зале на Фон­тан­ке я вижу, как в гла­зах стар­ше­класс­ни­ков по­яв­ля­ет­ся пыт­ли­вый блеск по­ни­ма­ния и со­пе­ре­жи­ва­ния, когда они слу­ша­ют До­сто­ев­ско­го, Че­хо­ва, Пуш­ки­на, Га­ли­ча, Окуд­жа­ву, как глу­бо­кие мысли и чув­ства, вы­ска­зан­ные на ска­зоч­но пре­крас­ном рус­ском языке, труд­но пе­ре­во­ди­мом на дру­гие языки, на­хо­дят свой путь к их ра­зу­му и серд­цу. (12)И их ре­пли­ки после кон­цер­та  — «клёво!»  — не мень­шая на­гра­да, чем гром­кие ап­ло­дис­мен­ты или на­пряжённая, со­зна­тель­ная ти­ши­на во время вы­ступ­ле­ний. (13)Надо толь­ко сде­лать так, чтобы этот «пти­чий» под­рост­ко­вый сленг пе­ре­пла­вил­ся в их со­зна­нии в пре­крас­ную рус­скую речь. (14)А что го­во­рить о ве­ли­кой клас­си­че­ской му­зы­ке, ко­то­рая без слов  — на­пря­мую  — ис­по­кон веку воз­дей­ство­ва­ла на чув­ства людей!

 

(15)Это адски труд­ное дело  — пы­тать­ся до­не­сти до зри­те­ля (осо­бен­но мо­ло­до­го  — ведь упу­стим же!) дра­го­цен­ные слова и му­зы­ку наших ве­ли­ких пред­ше­ствен­ни­ков, за тво­ре­ния ко­то­рых нас ува­жа­ют и любят во всем мире.

 

(16)А шоу-биз­нес в по­мо­щи го­су­дар­ства не нуж­да­ет­ся.

(По Л. Моз­го­во­му*)

 

*Лео­нид Пав­ло­вич Моз­го­вой (род. 1941 г.)  — за­слу­жен­ный ар­тист РФ.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­се­да­тель Ко­ми­те­та по куль­ту­ре дол­жен по­ни­мать, что стра­не нужны на­сто­я­щие ма­сте­ра.

2)  Для того чтобы стать вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком; на­сто­я­щим ма­сте­ром сво­е­го дела, нужно учить­ся всего три года.

3)  За пол­го­да можно обу­чить мо­ло­дых людей ак­тер­ским уме­ни­ям, ко­то­рые будут от­ве­чать вку­сам не­взыс­ка­тель­ной толпы.

4)  Под­рост­кам по­нят­ны и близ­ки про­из­ве­де­ния клас­си­ков в ис­пол­не­нии ма­сте­ров сце­ни­че­ско­го ис­кус­ства .

5)  Под­рост­ки не долж­ны учить­ся по­ни­мать клас­си­че­скую му­зы­ку, так как они слиш­ком мо­ло­ды для этого.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В тек­сте ска­за­но «Не­да­ром даже очень сред­нее об­ра­зо­ва­ние тре­бу­ет не менее трёх лет обу­че­ния». А пред­ло­же­ние «Для того чтобы стать вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком, на­сто­я­щим ма­сте­ром сво­е­го дела, нужно учить­ся всего три года» про­ти­во­ре­чит этому.

Пред­ло­же­ние "Это адски труд­ное дело  — пы­тать­ся до­не­сти до зри­те­ля (осо­бен­но мо­ло­до­го  — ведь упу­стим же!) дра­го­цен­ные слова и му­зы­ку наших ве­ли­ких пред­ше­ствен­ни­ков, за тво­ре­ния ко­то­рых нас ува­жа­ют и любят во всем мире." опро­вер­га­ет вы­ска­зы­ва­ние 5.

Вы­ска­зы­ва­ние 1 не под­твер­жда­ет­ся тек­стом.

По­это­му верны остав­ши­е­ся.

 

Ответ: 34

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ:
Гафур Кафаров (Астрахань) 20.10.2015 19:59

За пол­го­да можно обу­чить мо­ло­дых людей ак­тер­ским уме­ни­ям, ко­то­рые будут от­ве­чать вку­сам не­взыс­ка­тель­ной толпы.

В тек­сте на­пи­са­но: обу­чить мо­ло­дых людей не­мно­гим ак­тер­ским уме­ни­ям

Татьяна Юдина

Не­взыс­ка­тель­на пуб­ли­ка не тре­бу­ет мно­гих уме­ний и ис­тин­но­го та­лан­та-труда-ма­стер­ства.

1
Тип 24 № 1397
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 7-9 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  4-5 пред­ло­же­ния со­дер­жат эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ное суж­де­ние ав­то­ра по по­во­ду того, что вы­ска­зы­ва­ет­ся в 1-3 пред­ло­же­ни­ях тек­ста.

3)  В пред­ло­же­нии 15 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 13 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

5)  В пред­ло­же­нии 16 не со­дер­жит­ся вывод.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

2
Тип 25 № 1398
i

Из пред­ло­же­ний 14-16 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм, име­ю­щий зна­че­ние «очень давно»


3
Тип 26 № 1405
i

Среди пред­ло­же­ний 10-14 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д B1 № 1399
i

Опре­де­ли­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова ВЫ­СТУП­ЛЕ­НИЕ (пред­ло­же­ние 12).


5
Тип Д B2 № 1400
i

Из пред­ло­же­ний 12-13 вы­пи­ши­те все ча­сти­цы.


6
Тип Д A12 № 1401
i

Ука­жи­те тип под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии ЧТО ПО­КА­ЗЫ­ВА­ЕТ (пред­ло­же­ние 3).


7
Тип Д B4 № 1402
i

Среди пред­ло­же­ний 1-9 най­ди­те про­стые од­но­со­став­ные без­лич­ные пред­ло­же­ния. На­пи­ши­те но­ме­ра этих про­стых пред­ло­же­ний.


8
Тип Д B5 № 1403
i

Среди пред­ло­же­ний 10—14 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ны­ми рас­про­странёнными со­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B6 № 1404
i

Среди пред­ло­же­ний 7-14 най­ди­те слож­но­под­чинённые пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным(-и) изъ­яс­ни­тель­ным(-и). На­пи­ши­те но­ме­ра этих слож­ных пред­ло­же­ний.


10
Тип Д28 № 1406
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Л. Моз­го­вой вы­ра­жа­ет взвол­но­ван­ность с по­мо­щью та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, как (А)_____ (на­при­мер, пред­ло­же­ния 4, 6). При этом автор ис­поль­зу­ет такой троп, как (Б)_____ («если и фаб­ри­ка, то не звёзд, а, ско­рее, за­штам­по­ван­ной ме­тео­рит­ной пыли...» в пред­ло­же­нии 3). Чтобы под­черк­нуть важ­ность труда де­я­те­лей ис­кус­ства, автор при­бе­га­ет к та­ко­му приёму, как (В)_____ (в пред­ло­же­нии 10). Такое изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ное сред­ство, как (Г)_____ («дра­го­цен­ные слова и му­зы­ку» в пред­ло­же­нии 15), по­мо­га­ет ав­то­ру вы­ра­зить своё от­но­ше­ние к про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ства».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  срав­ни­тель­ный обо­рот

2)  ана­фо­ра

3)  развёрну­тая ме­та­фо­ра

4)  эпи­тет

5)  ци­ти­ро­ва­ние

6)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

7)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

8)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

9)  диа­лек­тизм

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 2373
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.