Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1471
i

(1)Гео­ло­ги­че­ские про­цес­сы, фор­ми­ру­ю­щие облик и внут­рен­нюю струк­ту­ру нашей пла­не­ты, про­те­ка­ют чрез­вы­чай­но мед­лен­но и не под­да­ют­ся не­по­сред­ствен­но­му на­блю­де­нию. (2)Един­ствен­ным ис­клю­че­ни­ем слу­жит вул­ка­ни­че­ская де­я­тель­ность  — яв­ле­ние гран­ди­оз­ное и впе­чат­ля­ю­щее: при из­вер­же­нии вул­ка­нов облик от­дель­ных участ­ков Земли может из­ме­нить­ся до не­узна­ва­е­мо­сти за счи­та­ные дни (а порой часы и даже ми­ну­ты). (3)<...>, что уже одно это и воз­мож­ность не­по­сред­ствен­но­го кон­так­та с "внут­рен­ним со­дер­жа­ни­ем" пла­не­ты за­став­ля­ют учёных с осо­бым ин­те­ре­сом от­но­сить­ся к про­цес­су вул­ка­низ­ма.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Осо­бый ин­те­рес учёных вы­зы­ва­ет един­ствен­ный из гео­ло­ги­че­ских про­цес­сов, ко­то­рый быст­ро фор­ми­ру­ет облик Земли и поз­во­ля­ет уви­деть её струк­ту­ру,-- про­цесс вул­ка­низ­ма

2)  Вул­ка­ни­че­ская де­я­тель­ность  — яв­ле­ние гран­ди­оз­ное и впе­чат­ля­ю­щее.

3)  Ни один из гео­ло­ги­че­ских про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих мед­лен­но, не поддаётся не­по­сред­ствен­но­му на­блю­де­нию.

4)  Из­вер­же­ние вул­ка­нов может из­ме­нить от­дель­ные участ­ки Земли до не­узна­ва­е­мо­сти за счи­та­ные дни.

5)  Про­цесс вул­ка­низ­ма  — един­ствен­ный из гео­ло­ги­че­ских про­цес­сов, быст­ро фор­ми­ру­ю­щий облик Земли и поз­во­ля­ю­щий уви­деть её струк­ту­ру,  — вы­зы­ва­ет осо­бый ин­те­рес учёных.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 2) не пе­ре­да­ет глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста: вул­ка­ни­че­ская де­я­тель­ность спо­соб­на быст­ро из­ме­нить облик Земли и уви­деть её струк­ту­ру.

Пред­ло­же­ние 3) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: ни­че­го не ска­за­но о про­цес­се вул­ка­низ­ма.

Пред­ло­же­ние 4) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: из­вер­же­ние вул­ка­нов не толь­ко спо­соб­но быст­ро из­ме­нить облик Земли, но и яв­ля­ет­ся един­ствен­ным из гео­ло­ги­че­ских про­цес­сов, поз­во­ля­ю­щий уви­деть её струк­ту­ру.

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 1) и 5).

 

Ответ: 15|51.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 1034
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

Итак,

По­это­му

Есте­ствен­но

Вслед­ствие этого

Но


2
Тип Д3 № 7848
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СО­ДЕР­ЖА­НИЕ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СО­ДЕР­ЖА́НИЕ, -я, ср.

1.  То, что вме­ща­ет­ся, за­клю­ча­ет­ся в чём-ни­будь. С. папки.

2.  Един­ство всех ос­нов­ных эле­мен­тов це­ло­го, его свойств и свя­зей, су­ще­ству­ю­щее и вы­ра­жа­е­мое в форме (в 1 знач.) и не­от­де­ли­мое от неё. Един­ство формы и со­дер­жа­ния.

3.  Ос­нов­ная суть из­ло­же­ния; фа­бу­ла. Пе­ре­ска­зать с. до­кла­да. Книга с ин­те­рес­ным со­дер­жа­ни­ем.

4.  Пе­ре­чень раз­де­лов в на­ча­ле или в конце книги, оглав­ле­ние. С. в конце книги.

5.  Ко­ли­че­ство чего-н., на­хо­дя­ще­го­ся в чём-н. дру­гом. С. ви­та­ми­нов в чёрной смо­ро­ди­не.

6.  За­ра­бот­ная плата, жа­ло­ва­нье (офиц.). От­пуск с со­хра­не­ни­ем со­дер­жа­ния.

7.  Сред­ства, к-рые да­ют­ся кому-н. для обес­пе­че­ния су­ще­ство­ва­ния, ижди­ве­ние (устар.). На­зна­чить с. кому-н. Жить у кого-н. на со­дер­жа­нии.


3
Тип Д2 № 17099
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.