Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B1 № 1665
i

(1)Нет со­мне­ния  — че­ло­ве­че­ство найдёт пути, ве­ду­щие к об­нов­ле­нию, углуб­ле­нию и окры­ле­нию своей куль­ту­ры. (2)Но для этого оно долж­но на­учить­ся бла­го­дар­но­сти, чтобы стро­ить на ней свою ду­хов­ную жизнь.

 

(3)Со­вре­мен­ное че­ло­ве­че­ство не ценит того, что ему даётся; не видит сво­е­го есте­ствен­но­го и ду­хов­но­го бо­гат­ства; не из­вле­ка­ет из сво­е­го внут­рен­не­го мира того, что в нём за­ло­же­но. (4)Оно ценит не внут­рен­нюю силу духа, а внеш­нюю власть  — тех­ни­че­скую и го­су­дар­ствен­ную. (5)Оно хочет не тво­рить, со­зда­вать и со­вер­шен­ство­вать, а вла­деть. (6)Рас­по­ря­жать­ся и на­сла­ждать­ся. (7)И по­это­му ему все­гда мало и всего мало: оно вечно счи­та­ет свои «убыт­ки» и роп­щет. (8)Оно одер­жи­мо жад­но­стью и за­ви­стью и о бла­го­дар­но­сти не знает ни­че­го.

 

(9)И вот каж­дый из нас дол­жен пре­жде всего на­учить­ся бла­го­дар­но­сти.

 

(10)Стоит нам толь­ко рас­крыть наше ду­хов­ное око и при­смот­реть­ся к жизни  — и мы уви­дим, что каж­дое мгно­ве­ние как бы ис­пы­ты­ва­ет нас, со­зре­ли ли мы для бла­го­дар­но­сти и умеем ли мы бла­го­да­рить. (11)И тот, кто вы­дер­жи­ва­ет это ис­пы­та­ние, ока­зы­ва­ет­ся че­ло­ве­ком бу­ду­ще­го: он при­зван тво­рить новый мир и его куль­ту­ру, он уже носит их в себе. (12)Он твор­че­ский че­ло­век; а тот, кто не вы­дер­жи­ва­ет этого ис­пы­та­ния, одер­жим ду­хов­ной сле­по­тою и за­ви­стью, он носит в себе раз­ло­же­ние гиб­ну­щей куль­ту­ры, он че­ло­век от­жи­ва­ю­ще­го про­шло­го. (13)Вот кри­те­рий ду­хов­но­сти, вот закон и мера, о ко­то­рых мало кто ду­ма­ет, но по ко­то­рым не­об­хо­ди­мо раз­ли­чать людей.

 

(14)Что такое бла­го­дар­ность? (15)Это ответ жи­во­го, лю­бя­ще­го серд­ца на ока­зан­ное ему бла­го­де­я­ние. (16)Оно от­ве­ча­ет лю­бо­вью на лю­бовь, ра­до­стью на доб­ро­ту, из­лу­че­ни­ем на свет и тепло, вер­ным слу­же­ни­ем на да­ро­ван­ную бла­го­дать. (17)Бла­го­дар­ность не нуж­да­ет­ся в сло­вес­ных изъ­яв­ле­ни­ях, и ино­гда бы­ва­ет лучше, чтобы че­ло­век пе­ре­жи­вал и про­яв­лял её бес­сло­вес­но. (18)Бла­го­дар­ность не есть и про­стое при­зна­ние чу­жо­го бла­го­де­я­ния, ибо озлоб­лен­ное серд­це со­про­вож­да­ет такое при­зна­ние чув­ством обиды, уни­же­ния или даже жаж­дою мести. (19)Нет, на­сто­я­щая бла­го­дар­ность есть ра­дость и лю­бовь и в даль­ней­шем  — по­треб­ность от­ве­тить доб­ром на добро. (20)Эта ра­дость вспы­хи­ва­ет сама, сво­бод­но и ведёт за собою лю­бовь  — сво­бод­ную, ис­крен­нюю. (21)Дар есть зов, взы­ва­ю­щий к доб­ро­му от­ве­ту. (22)Дар есть луч, тре­бу­ю­щий от­вет­но­го из­лу­че­ния. (23)Он об­ра­ща­ет­ся сразу и к серд­цу, и к воле. (24)Воля при­ни­ма­ет ре­ше­ния; она же­ла­ет от­ве­тить и на­чи­на­ет дей­ство­вать; и это дей­ствие об­нов­ля­ет жизнь лю­бо­вью и доб­ро­тою.

 

(25)Так бла­го­дар­ность очи­ща­ет душу от за­ви­сти и не­на­ви­сти. (26)И бу­ду­щее че­ло­ве­че­ства при­над­ле­жит имен­но бла­го­дар­ным серд­цам.

(По И. Ильи­ну*)

 

*Иван Алек­сан­дро­вич Ильин (1882-1954)  — из­вест­ный рус­ский фи­ло­соф, ли­те­ра­тур­ный

кри­тик, пуб­ли­цист.

Ука­жи­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова БЛА­ГО­ДАР­НОСТЬ (пред­ло­же­ние 9).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Слово «бла­го­дар­ность» об­ра­зо­ва­но с по­мо­щью суф­фик­са -ость- от при­ла­га­тель­но­го «бла­го­дар­ный».

Гость 30.05.2012 19:52

разве это не сло­же­ние слов?

Гость

Слово «бла­го­дар­ность» об­ра­зо­ва­но от «бла­го­дар­ный» суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

1
Тип 23 № 1662
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Со­вре­мен­ное че­ло­ве­че­ство ценит не твор­че­скую силу, а власть.

2)  Уме­ние бла­го­да­рить нель­зя счи­тать кри­те­ри­ем ду­хов­но­сти.

3)  Ино­гда не­об­хо­ди­мо про­яв­лять бла­го­дар­ность без сло­вес­ных изъ­яв­ле­ний.

4)  Бу­ду­щее че­ло­ве­че­ства при­над­ле­жит тем, кто умеет быть бла­го­дар­ным.

5)  Луч­шее про­яв­ле­ние бла­го­дар­но­сти—ма­те­ри­аль­ное воз­на­граж­де­ние за доб­рый по­сту­пок.


2
Тип 24 № 1663
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 3—7 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  В 12 пред­ло­же­нии тек­ста со­дер­жит­ся опи­са­тель­ный фраг­мент.

3)  Пред­ло­же­ние 24  — до­ка­за­тель­ство суж­де­ния, вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­нии 17.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 14—15 со­дер­жит­ся опре­де­ле­ние по­ня­тия.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 19-20 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 1664
i

Из пред­ло­же­ния 4 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы


4
Тип 26 № 7213
i

Среди пред­ло­же­ний 14-22 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Источник: РЕШУ ЕГЭ

5
Тип Д B2 № 1666
i

Из пред­ло­же­ний 9—11 вы­пи­ши­те крат­кое при­ча­стие.


6
Тип Д B3 № 1667
i

Ука­жи­те тип под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии ПО­ТРЕБ­НОСТЬ ОТ­ВЕ­ТИТЬ (пред­ло­же­ние 19).


7
Тип Д B4 № 1668
i

Среди пред­ло­же­ний 1—5 най­ди­те слож­ные пред­ло­же­ния, в со­став ко­то­рых вхо­дит од­но­со­став­ное без­лич­ное. На­пи­ши­те но­ме­ра этих слож­ных пред­ло­же­ний.


8
Тип Д B5 № 1669
i

Среди пред­ло­же­ний 13—21 най­ди­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть не­обособ­лен­ное рас­про­странённое со­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B6 № 1670
i

Среди пред­ло­же­ний 7—17 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят два при­да­точ­ных опре­де­ли­тель­ных. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


10
Тип Д28 № 1672
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Серьёзное и вдум­чи­вое от­но­ше­ние ав­то­ра к по­став­лен­ной про­бле­ме вы­ра­же­но с по­мо­щью таких приёмов, как (А)_____ (пред­ло­же­ния 4, 5) и (Б)_____ (на­при­мер, в пред­ло­же­ни­ях 14-15). Такое син­так­си­че­ское сред­ство, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 1, 20), а также троп  — (Г)_____ («ду­хов­ное око»)  — в пред­ло­же­нии 10 при­да­ют осо­бую об­раз­ность раз­мыш­ле­ни­ям И. Ильи­на»

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ри­то­ри­че­ский во­прос

2)  ряд од­но­род­ных чле­нов

3)  эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова

4)  ги­пер­бо­ла

5)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

6)  ме­та­фо­ра

7)  про­ти­во­по­став­ле­ние

8)  срав­ни­тель­ный обо­рот

9)  эпи­те­ты

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 2380
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.