Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 17201
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова

Б)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г)  ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

Д)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  По­ра­жа­ю­щие своей кра­со­той и ве­ли­чи­ем уни­каль­ные дев­ствен­ные ост­ров­ки при­ро­ды ещё оста­лись на карте об­ла­сти.

2)  Бла­го­да­ря на­ли­чия у пред­при­я­тия ав­то­транс­пор­та для пе­ре­воз­ки слу­жа­щих спе­ци­а­ли­сты все­гда во­вре­мя ока­зы­ва­ют­ся на объ­ек­тах.

3)  А. С. Пуш­кин был пер­вым среди тех, кто не толь­ко при­зна­вал, а также по­ощ­рял ли­те­ра­тур­ное да­ро­ва­ние Н. В. Го­го­ля.

4)  Сте­пан чув­ство­вал то, как всё тело не слу­ша­ет­ся его и от уста­ло­сти сли­па­ют­ся глаза.

5)  Не­ко­то­рые из тех, кто бывал на за­па­де Мещёрско­го края, ви­де­ли среди сос­но­вых лесов во­семь Бо­ро­вых озёр, до ко­то­рых до­брать­ся можно толь­ко через лес по карте и ком­па­су.

6)  На мел­ко­вод­ных участ­ках рас­ти­тель­ность об­ра­зу­ет пе­ре­мыч­ки, раз­де­ля­ю­щи­ми озеро на от­дель­ные плёсы.

7)  Иван Гроз­ный, взяв в 1552 году сто­ли­цу Ка­зан­ско­го хан­ства, ста­рал­ся при­влечь на свою сто­ро­ну новых под­дан­ных.

8)  Про­вод­ник по­ез­да спро­сил опоз­дав­ших пас­са­жи­ров, в каком ва­го­не их места.

9)  Все, кто видел ра­бо­ту гон­ча­ра, по­ра­жал­ся его уди­ви­тель­но­му ма­стер­ству.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия:

 

А)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом  — 2) Бла­го­да­ря на­ли­чия у пред­при­я­тия ав­то­транс­пор­та для пе­ре­воз­ки слу­жа­щих спе­ци­а­ли­сты все­гда во­вре­мя ока­зы­ва­ют­ся на объ­ек­тах. КОР­РЕКТ­НО: 2) Бла­го­да­ря на­ли­чию у пред­при­я­тия ав­то­транс­пор­та для пе­ре­воз­ки слу­жа­щих спе­ци­а­ли­сты все­гда во­вре­мя ока­зы­ва­ют­ся на объ­ек­тах;

 

Б)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми  — 3) А. С. Пуш­кин был пер­вым среди тех, кто не толь­ко при­зна­вал, а также по­ощ­рял ли­те­ра­тур­ное да­ро­ва­ние Н. В. Го­го­ля. КОР­РЕКТ­НО: 3) А. С. Пуш­кин был пер­вым среди тех, кто не толь­ко при­зна­вал, но и по­ощ­рял ли­те­ра­тур­ное да­ро­ва­ние Н. В. Го­го­ля;

 

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том  — 6) На мел­ко­вод­ных участ­ках рас­ти­тель­ность об­ра­зу­ет пе­ре­мыч­ки, раз­де­ля­ю­щи­ми озеро на от­дель­ные плёсы. КОР­РЕКТ­НО: 6) На мел­ко­вод­ных участ­ках рас­ти­тель­ность об­ра­зу­ет пе­ре­мыч­ки, раз­де­ля­ющие озеро на от­дель­ные плёсы;

 

Г)  ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния  — 4) Сте­пан чув­ство­вал то, как всё тело не слу­ша­ет­ся его и от уста­ло­сти сли­па­ют­ся глаза. КОР­РЕКТ­НО: 4) Сте­пан чув­ство­вал, как всё тело не слу­ша­ет­ся его и от уста­ло­сти сли­па­ют­ся глаза;

 

Д)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым  — 9) Все, кто видел ра­бо­ту гон­ча­ра, по­ра­жал­ся его уди­ви­тель­но­му ма­стер­ству. КОР­РЕКТ­НО: 9) Все, кто видел ра­бо­ту гон­ча­ра, по­ра­жались его уди­ви­тель­но­му ма­стер­ству.

 

Нет оши­бок в пред­ло­же­ни­ях 1, 5, 7, 8.

 

Ответ: 23649.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ−2020 по рус­ско­му языку
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.