Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д2 № 18094
i

(1)На­пи­са­ние «жи», «ши», из­вест­ное каж­до­му че­ло­ве­ку со времён на­чаль­ной школы, яв­ля­ет­ся от­нюдь не слу­чай­ным: даже сей­час в речи ещё можно слы­шать мяг­кий [ж’]  — <…>, в сло­вах «дрож­жи», «вожжи», «виз­жит», а в древ­не­рус­ском языке ши­пя­щие [ж’], [ш’], [ч’], а также звук [ц’] были мяг­ки­ми во всех слу­ча­ях. (2)В пись­мен­ных ис­точ­ни­ках с XIV века по­яв­ля­ют­ся на­пи­са­ния «жы» и «шы» («жы­вотъ», «слы­шышь» и т. п.), сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что к этому вре­ме­ни [ж] и [ш] стали про­из­но­сить­ся твёрдо. (3)Од­на­ко гра­мот­ные люди в боль­шин­стве своём про­дол­жа­ли пи­сать по-преж­не­му: «жи» и «ши», и в ре­зуль­та­те эта тра­ди­ция за­кре­пи­лась в пра­ви­лах со­вре­мен­ной ор­фо­гра­фии; а не­сколь­ко позже отвер­дел и мяг­кий звук [ц’], но во мно­гих сло­вах до сих пор со­хра­ня­ет­ся древ­нее на­пи­са­ние «ци».

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное слово, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. За­пи­ши­те это ввод­ное слово.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

(1)На­пи­са­ние «жи», «ши», из­вест­ное каж­до­му че­ло­ве­ку со времён на­чаль­ной школы, яв­ля­ет­ся от­нюдь не слу­чай­ным: даже сей­час в речи ещё можно слы­шать мяг­кий [ж’]  — <НА­ПРИ­МЕР| К ПРИ­МЕ­РУ| В ЧАСТ­НО­СТИ>, в сло­вах «дрож­жи», «вожжи», «виз­жит», а в древ­не­рус­ском языке ши­пя­щие [ж’], [ш’], [ч’], а также звук [ц’] были мяг­ки­ми во всех слу­ча­ях.

 

Ответ:на­при­мер ИЛИ к при­ме­ру ИЛИ в част­но­сти.

1
Тип Д1 № 18093
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  В рус­ском языке ещё есть слова, в ко­то­рых звуки [ж’] и [ш’] не­ко­то­рые про­из­но­сят мягко, и это не­слу­чай­но, по­сколь­ку в древ­не­рус­ском языке эти звуки были все­гда мяг­ки­ми, звук [ц’] также про­из­но­сил­ся мягко, о чём сви­де­тель­ству­ют пись­мен­ные ис­точ­ни­ки древ­но­сти.

2)  В древ­не­рус­ском языке ныне твёрдые звуки [ж’], [ш’], [ц’] про­из­но­си­лись мягко, по­это­му после них пи­са­лась буква И, но, даже не­смот­ря на по­сле­ду­ю­щее отвер­де­ние этих зву­ков, от­ра­зив­ше­е­ся в не­ко­то­рых ис­точ­ни­ках с XIV века в виде «жы», «шы», в ор­фо­гра­фи­че­ской тра­ди­ции за­кре­пи­лось из­на­чаль­ное на­пи­са­ние, как и во мно­гих сло­вах после буквы Ц.

3)  Гра­мот­ные люди древ­но­сти пи­са­ли «жи», «ши» толь­ко с бук­вой И, по­то­му что звуки [ж’], [ш’], как и звук [ц’], были мяг­ки­ми, а когда про­из­но­ше­ние из­ме­ни­лось и эти звуки стали про­из­но­сить­ся твёрдо, в не­ко­то­рых сло­вах после пе­ре­чис­лен­ных букв стала пи­сать­ся буква Ы, и это от­ра­жа­ют пись­мен­ные ис­точ­ни­ки древ­но­сти и пра­ви­ла со­вре­мен­ной ор­фо­гра­фии.

4)  Пра­во­пи­са­ние «жи», «ши» в со­вре­мен­ном рус­ском языке яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ным: когда-то эти звуки были мяг­ки­ми, а после их отвер­де­ния, что за­фик­си­ро­ва­но в ис­точ­ни­ках с XIV века в виде бук­во­со­че­та­ний с Ы, мно­гие писцы со­хра­ня­ли тра­ди­ци­он­ное на­пи­са­ние; мяг­кий [ц’] отвер­дел позже, од­на­ко и после Ц сей­час во мно­гих сло­вах пи­шет­ся И в ка­че­стве от­го­лос­ка древ­но­сти.

5)  Из-за того что звук [ ц’] отвер­дел позже, чем звуки [ ж’], [ ш’], в рус­ском языке по­яви­лись слова, в ко­то­рых после Ц пи­шет­ся не толь­ко И, как это было в древ­но­сти, но и буква Ы, что за­креп­ле­но в пра­ви­лах со­вре­мен­ной ор­фо­гра­фии.


2
Тип Д3 № 18095
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЯЗЫК. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ЯЗЫК, -а, м.

1)  Со­во­куп­ность средств вы­ра­же­ния в сло­вес­ном твор­че­стве, ос­но­ван­ных на об­ще­на­род­ной сло­вар­но-грам­ма­ти­че­ской си­сте­ме. Язык Пуш­ки­на. Язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры.

2)  Речь, спо­соб­ность го­во­рить. Ли­шить­ся языка.

3)  То, что вы­ра­жа­ет, объ­яс­ня­ет собой что-ни­будь (о пред­ме­тах, яв­ле­ни­ях, о зву­ках жи­вот­ных). Язык цве­тов.

4)  Си­сте­ма зву­ко­вых и сло­вар­но-грам­ма­ти­че­ских средств, за­креп­ля­ю­щих ре­зуль­та­ты ра­бо­ты мыш­ле­ния и яв­ля­ю­щих­ся ору­ди­ем об­ще­ния людей, об­ме­на мыс­ля­ми и вза­им­но­го по­ни­ма­ния в об­ще­стве. Вла­деть не­сколь­ки­ми язы­ка­ми.

5)  Плен­ный, от ко­то­ро­го можно по­лу­чить нуж­ные све­де­ния. За­хва­тить языка.