Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1927
i

(1)Меж­на­ци­о­наль­ное об­ще­ние про­ис­хо­дит везде: в быту, в мире ис­кус­ства, на стра­ни­цах ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. (2)И каж­дый раз, чтобы это об­ще­ние со­сто­я­лось, по­ми­мо зна­ния языка, нужно знать и ува­жать куль­ту­ру, обы­чаи но­си­те­лей раз­ных язы­ков. (3)<...> в этом слу­чае со­сто­ит­ся меж­куль­тур­ная ком­му­ни­ка­ция, цель ко­то­рой  — вза­и­мо­по­ни­ма­ние раз­ных на­ро­дов.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Вза­и­мо­по­ни­ма­ние раз­ных на­ро­дов в про­цес­се меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции воз­мож­но, если эти на­ро­ды знают и ува­жа­ют язык, куль­ту­ру и обы­чаи друг друга.

2)  Про­бле­му меж­на­ци­о­наль­но­го об­ще­ния не­об­хо­ди­мо ре­шать как на бы­то­вом уров­не, так и на уров­не при­об­ще­ния людей к куль­ту­ре.

3)  Чтобы до­стичь вза­и­мо­по­ни­ма­ния, пред­ста­ви­те­лям одной на­ци­о­наль­но­сти не­об­хо­ди­мо знать язык дру­гой на­ци­о­наль­но­сти.

4)  Цель меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции  — изу­че­ние обы­ча­ев раз­ных на­ро­дов.

5)  Толь­ко при усло­вии, что на­ро­ды знают и ува­жа­ют язык, куль­ту­ру и обы­чаи друг друга, воз­мож­но вза­и­мо­по­ни­ма­ние между ними в про­цес­се меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 2) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в нём нет вы­во­да о том, что, при­об­щая людей к куль­ту­ре раз­ных на­ро­дов и решая про­бле­му на бы­то­вом уров­не, воз­мож­но вза­и­мо­по­ни­ма­ние раз­ных на­ро­дов.

Пред­ло­же­ние 3) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: не­об­хо­ди­мость знать язык дру­гой на­ци­о­наль­но­сти не рас­смат­ри­ва­ет­ся в тек­сте как ос­нов­ной спо­соб до­сти­же­ния вза­и­мо­по­ни­ма­ния между на­ро­да­ми.

Пред­ло­же­ние 4) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: целью меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции яв­ля­ет­ся не изу­че­ние обы­ча­ев раз­ных на­ро­дов, как утвер­жда­ет пред­ло­же­ние, а вза­и­мо­по­ни­ма­ние раз­ных на­ро­дов (пред­ло­же­ние номер 3 тек­ста).

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 1) и 5).

 

Ответ: 15|51.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 1300
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ча­сти­цу, ко­то­рая долж­на быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.


2
Тип Д3 № 7868
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова КУЛЬ­ТУ­РА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

КУЛЬ­ТУ́РА, -ы, жен.

1.  Со­во­куп­ность про­из­вод­ствен­ных, об­ще­ствен­ных и ду­хов­ных до­сти­же­ний людей. Ис­то­рия куль­ту­ры. К. древ­них гре­ков.

2.  То же, что куль­тур­ность (см. куль­тур­ный во 2 знач.). Че­ло­век вы­со­кой куль­ту­ры.

3.  Раз­ве­де­ние, вы­ра­щи­ва­ние ка­ко­го-н. рас­те­ния или жи­вот­но­го (спец.). К. льна. К. шел­ко­пря­да.

4.  Раз­во­ди­мое рас­те­ние, а также (спец.) клет­ки мик­ро­ор­га­низ­мов, вы­ра­щен­ные в пи­та­тель­ной среде в ла­бо­ра­тор­ных или про­мыш­лен­ных усло­ви­ях. Тех­ни­че­ские куль­ту­ры. К. ор­га­ни­че­ской ткани.

5.  Вы­со­кий уро­вень чего-н., вы­со­кое раз­ви­тие, уме­ние. К. про­из­вод­ства. К. го­ло­са (у пев­цов). Фи­зи­че­ская к. (физ­куль­ту­ра). К. речи.