Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 24301
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

В)  на­ру­ше­ние видо-вре­мен­но́й со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

Г)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Д)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Из­го­тов­ля­е­мый из рас­ти­тель­ных во­ло­кон или тря­пич­ной массы ма­те­ри­ал для пись­ма и пе­ча­та­ния на­зы­ва­ют бу­ма­гой.

2)  Рус­ские поэты XIX и XX веков знали и поль­зо­ва­лись на­род­ной сим­во­ли­кой в своих про­из­ве­де­ни­ях.

3)  Кра­си­во и ловко си­дя­щие на Ли­за­ве­те пла­тья сразу при­вле­ка­ли вни­ма­ние окру­жа­ю­щих.

4)  Чац­кий бро­сил вызов об­ще­ству дво­рян-кре­пост­ни­ков, ни во что не ста­вя­щим до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка.

5)  Лен­той из­ви­ва­ясь среди полей и лугов, длина реки со­став­ля­ла сотни ки­ло­мет­ров.

6)  Всех, кто бывал на Бо­ро­дин­ском поле, вос­хи­ща­ет па­мят­ник за­щит­ни­кам Рос­сии.

7)  Ве­чер­няя заря до­го­ра­ла, и в воз­ду­хе чув­ству­ет­ся ды­ха­ние сы­ро­сти.

8)  Д. И. Пи­са­рев утвер­ждал, что в лич­но­сти Ба­за­ро­ва сгруп­пи­ро­ва­ны такие свой­ства, ко­то­рые «мел­ки­ми до­ля­ми рас­сы­па­ны в мас­сах».

9)  Р. Де­карт утвер­ждал, что «я мыслю, сле­до­ва­тель­но, я су­ще­ствую».

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том  — 4) Чац­кий бро­сил вызов об­ще­ству дво­рян-кре­пост­ни­ков, ни во что не ста­вя­щим до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка. КОР­РЕКТ­НО: 4) Чац­кий бро­сил вызов об­ще­ству дво­рян-кре­пост­ни­ков, ни во что не ста­вящих до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка.

Б)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми  — 2) Рус­ские поэты XIX и XX веков знали и поль­зо­ва­лись на­род­ной сим­во­ли­кой в своих про­из­ве­де­ни­ях. КОР­РЕКТНО: 2) Рус­ские поэты XIX и XX веков знали на­род­ную сим­во­ли­ку и поль­зо­ва­лись ею в своих про­из­ве­де­ни­ях.

В)  на­ру­ше­ние видо-вре­мен­но́й со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм  — 7) Ве­чер­няя заря до­го­ра­ла, и в воз­ду­хе чув­ству­ет­ся ды­ха­ние сы­ро­сти. КОР­РЕКТ­НО: 7) Ве­чер­няя заря до­го­ра­ла, и в воз­ду­хе чув­ство­ва­лось ды­ха­ние сы­ро­сти.

Г)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью  — 9) Р. Де­карт утвер­ждал, что «я мыслю, сле­до­ва­тель­но, я су­ще­ствую». КОР­РЕКТ­НО: 9) Р. Де­карт утвер­ждал, что он мыс­лит, сле­до­ва­тель­но, он су­ще­ству­ет. ИЛИ: 9) Р. Де­карт утвер­ждал: «Я мыслю, сле­до­ва­тель­но, я су­ще­ствую».

Д)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том  — 5) Лен­той из­ви­ва­ясь среди полей и лугов, длина реки со­став­ля­ла сотни ки­ло­мет­ров. КОР­РЕКТ­НО: Длина реки, ко­то­рая лен­той из­ви­ва­лась среди полей и лугов, со­став­ля­ла сотни ки­ло­мет­ров.

 

Нет оши­бок в пред­ло­же­ни­ях: 1, 3, 6, 8.

 

Ответ: 42795.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 2020. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: обыч­ная
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 6191B4