Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 24490
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г)  на­ру­ше­ние видо-вре­меннóй со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

Д)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  По окон­ча­нию школы ре­бя­та на­ме­ре­ны по­сту­пать в луч­шие выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния стра­ны.

2)  По­жел­тев­шие ли­стья от осен­них хо­ло­дов мы на­хо­ди­ли в кар­ма­нах своих пла­щей, в кеп­ках — всюду.

3)  Рус­ский язык очень богат: он об­ла­да­ет боль­шим на­бо­ром ху­до­же­ствен­ных средств для вы­ра­же­ния самых тон­ких пе­ре­жи­ва­ний.

4)  Когда Фро­лов на­чи­на­ет ра­бо­тать на за­во­де, он вско­ре при­обрёл ква­ли­фи­ка­цию то­ка­ря.

5)  В труд­ные дни он про­во­дил время с нами, ста­ра­ясь не от­лу­чать­ся на­дол­го.

6)  При виде озера, по­кры­то­го пла­ва­ю­щи­ми рас­те­ни­я­ми, ту­ри­сты обыч­но по­во­ра­чи­ва­ют об­рат­но.

7)  По­лу­чив до­та­ции от го­су­дар­ства, у жи­те­лей по­яви­лась на­деж­да до­бить­ся раз­ре­ше­ния на стро­и­тель­ство дома.

8)  Мы по­зна­ко­мим­ся с по­след­ни­ми пуб­ли­ка­ци­я­ми на эту тему по при­ез­де домой.

9)  А. С. Пуш­кин не от­ка­зал­ся и остал­ся вер­ным де­каб­рист­ским иде­а­лам.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

А)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том  — 7) По­лу­чив до­та­ции от го­су­дар­ства, у жи­те­лей по­яви­лась на­деж­да до­бить­ся раз­ре­ше­ния на стро­и­тель­ство дома. КОР­РЕКТ­НО: 7) По­лу­чив до­та­ции от го­су­дар­ства, жи­те­ли об­ре­ли на­деж­ду до­бить­ся раз­ре­ше­ния на стро­и­тель­ство дома. ИЛИ: 7) С по­лу­че­ни­ем до­та­ции от го­су­дар­ства у жи­те­лей по­яви­лась на­деж­да до­бить­ся раз­ре­ше­ния на стро­и­тель­ство дома.

 

Б)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми  — 9) А. С. Пуш­кин не от­ка­зал­ся и остал­ся вер­ным де­каб­рист­ским иде­а­лам. КОР­РЕКТ­НО: 9) А. С. Пуш­кин не от­ка­зал­ся от де­каб­рист­ских иде­а­лов и остал­ся вер­ным им.

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том  — 2) По­жел­тев­шие ли­стья от осен­них хо­ло­дов мы на­хо­ди­ли в кар­ма­нах своих пла­щей, в кеп­ках  — всюду. КОР­РЕКТ­НО: 2) По­жел­тев­шие от осен­них хо­ло­дов ли­стья мы на­хо­ди­ли в кар­ма­нах своих пла­щей, в кеп­ках  — всюду.

 

Г)  на­ру­ше­ние видо-вре­меннóй со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм  — 4) Когда Фро­лов на­чи­на­ет ра­бо­тать на за­во­де, он вско­ре при­обрёл ква­ли­фи­ка­цию то­ка­ря. КОР­РЕКТ­НО: Всё пред­ло­же­ние нужно пе­ре­де­лать: 4) Вско­ре после того как Фро­лов начал ра­бо­тать на за­во­де, он при­обрёл ква­ли­фи­ка­цию то­ка­ря.

 

Д)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом  — 1) По окон­ча­нию школы ре­бя­та на­ме­ре­ны по­сту­пать в луч­шие выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния стра­ны. КОР­РЕКТ­НО: 1) По окон­ча­нии школы ре­бя­та на­ме­ре­ны по­сту­пать в луч­шие выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния стра­ны.

Нет оши­бок в пред­ло­же­ни­ях: 3, 5, 6, 8.

В пред­ло­же­нии 8 вер­ная форма пред­ло­га: по при­езде.

 

Ответ: 79241.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 2020. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: обыч­ная
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 07450D