Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 256
i

(1)Мно­гие счи­та­ют по­ня­тие чести уста­ре­лым, не­со­вре­мен­ным, в том смыс­ле, что оно нынче не при­ме­ни­мо — не те усло­вия. (2)Для одних это свя­за­но с та­ки­ми дей­стви­я­ми, как дуэль: мол, чем иначе можно за­щи­тить свою честь от оскорб­ле­ний? (3)Дру­гие счи­та­ют: честь се­год­ня за­ме­не­на более вы­со­ким по­ня­ти­ем — прин­ци­пи­аль­ность. (4)Вме­сто че­ло­ве­ка чести — че­ло­век прин­ци­пов...

 

(5)Как может уста­реть чув­ство чести, чув­ство соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства, су­гу­бо лич­ное нрав­ствен­ное чув­ство? (6)Как может уста­реть по­ня­тие чести, ко­то­рая даётся че­ло­ве­ку од­на­ж­ды, вме­сте с име­нем, и ко­то­рую нель­зя ни воз­ме­стить, ни ис­пра­вить, ко­то­рую можно толь­ко бе­речь?

 

(7)Мне вспо­ми­на­ет­ся слу­чай, свя­зан­ный с име­нем А.П Че­хо­ва. (8)В 1902 году цар­ское пра­ви­тель­ство ан­ну­ли­ро­ва­ло из­бра­ние Мак­си­ма Горь­ко­го в почётные ака­де­ми­ки. (9)В знак про­те­ста Ко­ро­лен­ко и Чехов от­ка­за­лись от зва­ния ака­де­ми­ков. (10)Для Че­хо­ва это был акт не толь­ко об­ще­ствен­ный, но и лич­ный. (11)Он писал в за­яв­ле­нии, что при из­бра­нии Горь­ко­го он по­ви­дал­ся с ним и пер­вый по­здра­вил его. (12)А те­перь, когда Ака­де­мия наук из­ве­сти­ла, что вы­бо­ры не­дей­стви­тель­ны, вы­хо­дит, что он, Чехов, как ака­де­мик, приз­наёт это. (13)«Я По­здрав­лял сер­деч­но, и я же при­знаю вы­бо­ры не­дей­стви­тель­ны­ми  — . такое про­ти­во­ре­чие не укла­ды­ва­ет­ся в моём со­зна­нии, при­ми­рить с ним свою со­весть я не мог,  — писал он в Ака­де­мию наук.  — И после дол­го­го раз­мыш­ле­ния я мог прий­ти толь­ко к од­но­му ре­ше­нию... о сло­же­нии с меня зва­ния почётного ака­де­ми­ка». (14)А ведь так сло­жи­лись об­сто­я­тель­ства, вроде не­за­ви­си­мые от Че­хо­ва, и он мог бы найти для себя оправ­да­ние.

 

(15)Убеж­де­ния, ко­неч­но, вещь не­об­хо­ди­мая. (16)Но есть такое более про­стое, кон­крет­ное по­ня­тие, как слово, дан­ное че­ло­ве­ком. (17)Оно не под­твер­жде­но ни­ка­ким до­ку­мен­том, справ­кой. (18)Про­сто слово. (19)До­пу­стим, де­ло­во­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый обе­щал сде­лать ре­монт к та­ко­му-то числу, со­брать людей, при­вез­ти обо­ру­до­ва­ние, при­нять при­е­хав­ших из­да­ле­ка. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не при­нял, не сде­лал, не привёз. (22)Сде­ла­ет через месяц, при­мет через два дня, и за это спа­си­бо. (23)Бы­ва­ет, что и в самом деле ни­че­го страш­но­го, ни­ка­кой ка­та­стро­фы, если ис­клю­чить одно об­сто­я­тель­ство — слово, дано было слово.

(По Д. Гра­ни­ну)

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  По­ня­тие чести не при­ме­ни­мо в со­вре­мен­ном мире.

2)  Честь даётся че­ло­ве­ку, как и имя, один раз.

3)  Антон Чехов в знак про­те­ста от­ка­зал­ся от зва­ния ака­де­ми­ка.

4)  Слово, дан­ное че­ло­ве­ком, не тре­бу­ет под­твер­жде­ния ни­ка­ким до­ку­мен­том.

5)  Ни­че­го страш­но­го в том, что че­ло­век не сдер­жал слово, нет.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Вы­ска­зы­ва­ние 1) про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­ни­ям №5-6.

Вы­ска­зы­ва­ние 2) под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №6.

Вы­ска­зы­ва­ние 3) под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №9.

Вы­ска­зы­ва­ние 4) под­твер­жда­ет­ся раз­мыш­ле­ни­я­ми, пред­став­лен­ны­ми в пред­ло­же­ни­ях 16−23.

Вы­ска­зы­ва­ние 5) про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию №23.

 

Ответ: 234

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
Марина Герасимова 18.01.2019 14:25

Ответ здесь на­пи­сан не­пра­виль­но. Ведь го­во­рит­ся, что пред­ло­же­ния 3 и 5 оши­боч­ны, но счи­та­ют­ся как пра­виль­ный ответ

Татьяна Стаценко

Чи­та­ем по­яс­не­ния вме­сте:

Вы­ска­зы­ва­ние 3) под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №9. — По­это­му цифра 3 в от­ве­те.

Вы­ска­зы­ва­ние 5) про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию №23. — По­это­му цифры 5 в от­ве­те нет.

София Плешакова 18.01.2019 15:00

Пред­ло­же­ние 4

Слово не под­твер­жда­ет­ся ни­ка­ким до­ку­мен­том. Но ведь не ис­клю­че­но, что оно тре­бу­ет этого до­ку­мен­та

Татьяна Стаценко

Вни­ма­тель­но про­чти­те текст и вду­май­тесь в его со­дер­жа­ние. Ответ на сайте верен.

1
Тип 23 № 1320
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний могут слу­жить ар­гу­мен­та­ми к мысли, вы­ра­жен­ной в пред­ло­же­ни­ях 7—10?

 

1)  Когда бьют по од­но­му чест­но­му лицу  — все чест­ные лица долж­ны ис­пы­ты­вать боль, и не­го­до­ва­ние, и муку по­пран­но­го че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства. (Л. Н. Ан­дре­ев)

2)  Слово дано че­ло­ве­ку не для са­мо­удо­вле­тво­ре­ния, а для во­пло­ще­ния и пе­ре­да­чи той мысли, того чув­ства, ко­то­рым он об­ла­да­ет, дру­гим людям. (В. Г. Ко­ро­лен­ко)

3)  Уси­лие есть не­об­хо­ди­мое усло­вие нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния.(Л. Н. Тол­стой)

4)  Все че­ло­ве­че­ские судь­бы сла­га­ют­ся слу­чай­но, в за­ви­си­мо­сти от судеб, их окру­жа­ю­щих. (И. А. Бунин)

5)  Где же по­зна­ет­ся ис­тин­ное ве­ли­чие че­ло­ве­ка, как не в тех слу­ча­ях, в коих он ре­ша­ет­ся лучше вечно стра­дать, не­же­ли сде­лать что-ни­будь про­тив­ное со­ве­сти? (В. Г. Бе­лин­ский)


2
Тип 24 № 257
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­ло­же­ние 4 под­твер­жда­ет суж­де­ние, вы­ска­зан­ное в 3 пред­ло­же­нии.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 8—9 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 15—17 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 19 со­дер­жит опи­са­тель­ный фраг­мент.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 5—6 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 258
i

Из пред­ло­же­ния 1 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы.


4
Тип 26 № 265
i

Среди пред­ло­же­ний 5—12 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B1 № 259
i

Ука­жи­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова ИЗ­БРА­НИЕ (пред­ло­же­ние 11).


6
Тип Д B2 № 260
i

Из пред­ло­же­ний 18—23 вы­пи­ши­те крат­кое при­ча­стие.


7
Тип Д B3 № 261
i

Из пред­ло­же­ния 1 вы­пи­ши­те под­чи­ни­тель­ное сло­во­со­че­та­ние со свя­зью ПРИ­МЫ­КА­НИЕ.


8
Тип Д B4 № 262
i

Среди пред­ло­же­ний 5—11 най­ди­те слож­ное, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят од­но­со­став­ные без­лич­ные пред­ло­же­ния. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B5 № 263
i

Среди пред­ло­же­ний 13—19 най­ди­те пред­ло­же­ния с обособ­лен­ным рас­про­странённым опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.


10
Тип Д B6 № 264
i

Среди пред­ло­же­ний 1—12 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с од­но­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


11
Тип Д28 № 266
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Та­лант­ли­вый пуб­ли­цист, Д. Гра­нин умело со­еди­ня­ет точ­ные факты с глу­бо­ко лич­ным от­но­ше­ни­ем к со­бы­ти­ям и пер­со­на­жам, с под­лин­ной эмо­ци­о­наль­но­стью. Этим обу­слов­ле­но со­че­та­ние в тек­сте таких приёмов, как (А)_____ (пред­ло­же­ние 13), (Б)_____ («слово, дано было слово» в пред­ло­же­нии 23), та­ко­го тропа, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 21—22), и та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства, как (Г)_____ (на­при­мер, пред­ло­же­ние 6).


Спи­сок тер­ми­нов:

1)  развёрну­тая ме­та­фо­ра

2)  ци­ти­ро­ва­ние

3)  иро­ния

4)  лек­си­че­ский по­втор

5)  эпи­те­ты

6)  ли­то­та

7)  жар­го­низм

8)  срав­ни­тель­ный обо­рот

9)  ри­то­ри­че­ский во­прос

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

12
Тип Д27 C27 № 2343
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.