Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B1 № 31
i

(1)Вос­палённое со­сто­я­ние Поли, а глав­ное, её сбив­чи­вая, дву­смыс­лен­ная речь – всё под­ска­зы­ва­ло худ­шие до­гад­ки, много страш­нее, чем даже плен Ро­ди­о­на или его смер­тель­ное ра­не­ние.

 

(2)–Да нет же, тут дру­гое со­всем, – со­дрог­ну­лась Поля и, от­вер­нув­шись к стен­ке, вы­ну­ла из-под по­душ­ки смя­тый, за­чи­тан­ный тре­уголь­ни­чек.

 

(3)Впо­след­ствии Варя сты­ди­лась своих на­чаль­ных пред­по­ло­же­ний. (4)Хотя ред­кие тран­зит­ные эше­ло­ны не за­дер­жи­ва­лись в Москве, но вок­за­лы на­хо­ди­лись по­бли­зо­сти, и Ро­ди­о­ну был из­ве­стен Полин адрес. (5)Ко­неч­но, ко­ман­до­ва­ние могло и не раз­ре­шить сол­да­ту от­луч­ки из эше­ло­на в Бла­го­ве­щен­ский ту­пи­чок, тогда по­че­му же хоть от­крыт­ки не черк­нул своей-то, лю­би­мой-то, про­ез­дом в дей­ству­ю­щую армию?..

 

(6)Итак, это была его пер­вая фрон­то­вая ве­сточ­ка с более чем двух­не­дель­ным за­поз­да­ни­ем. (7)Во вся­ком слу­чае, сей­час вы­яс­нит­ся, с ка­ки­ми мыс­ля­ми он от­прав­лял­ся на войну. (8)Варя не­тер­пе­ли­во раз­вер­ну­ла ли­сток, весь про­ткну­тый ка­ран­да­шом, – видно, пи­са­лось на ко­ле­не. (9)При­ш­лось к лампе по­дой­ти, чтобы разо­брать туск­лые, по­лу­за­кон­чен­ные стро­ки.

 

(10)Варя сразу на­ткну­лась на глав­ное место.

 

(11)«По­жа­луй, един­ствен­ная при­чи­на, до­ро­гая моя, по­че­му мол­чал всё это время, – негде было при­стро­ить­ся, – крат­ко, с не­ожи­дан­ной пол­но­той и пря­мо­ли­ней­но, как на ис­по­ве­ди, писал Ро­ди­он. (12)– Мы всё от­сту­па­ем пока, день и ночь от­сту­па­ем, за­ни­ма­ем более вы­год­ные обо­ро­ни­тель­ные ру­бе­жи, как го­во­рит­ся в свод­ках. (13)Я очень болел к тому же, да и те­перь не со­всем ещё опра­вил­ся: хуже любой кон­ту­зии моя бо­лезнь. (14)Самое горь­кое – то, что сам я впол­не здо­ров, весь целый, нет пока на мне ни еди­ной ца­ра­пи­ны. (15)Сожги это пись­мо, тебе одной на всём свете могу я рас­ска­зать про это, – Варя пе­ре­вер­ну­ла стра­нич­ку.

 

(16)Про­ис­ше­ствие слу­чи­лось в одной рус­ской де­рев­не, ко­то­рую наша часть про­хо­ди­ла в от­ступ­ле­нии. (17)Я шёл по­след­ним в роте... а может, и во всей армии по­след­ним. (18)Перед нами на до­ро­ге вста­ла мест­ная де­воч­ка лет де­вя­ти, со­всем ребёнок, ви­ди­мо, на школь­ной ска­мье при­учен­ная лю­бить Крас­ную Армию... (19)Ко­неч­но, она не очень раз­би­ра­лась в стра­те­ги­че­ской об­ста­нов­ке. (20)Она под­бе­жа­ла к нам с по­ле­вы­ми цве­та­ми, и, так слу­чи­лось, они до­ста­лись мне. (21)У неё были такие пыт­ли­вые, во­про­си­тель­ные глаза – на солн­це по­лу­ден­ное в ты­ся­чу раз легче гля­деть, но я за­ста­вил себя взять бу­ке­тик, по­то­му что я не трус, ма­те­рью моей кля­нусь тебе, По­лень­ка, что я не трус. (22)За­жму­рил­ся, а при­нял его у неё, по­ки­да­е­мой на ми­лость врага... (23)С тех пор держу тот за­сох­ший ве­ни­чек по­сто­ян­но при себе, на теле моём, слов­но огонь за па­зу­хой ношу, велю его в мо­ги­лу по­ло­жить на себя, если что слу­чит­ся. (24)Я-то думал, семь раз кро­вью обо­льюсь, пре­жде чем муж­чи­ной стану, а вот как оно про­ис­хо­дит, всухую… и это ку­пель зре­ло­сти! – (25)Даль­ше две строч­ки по­па­лись вовсе не­раз­бор­чи­вые. – (26)И не знаю, По­лень­ка, хва­тит ли всей моей жизни тот по­да­рок опла­тить...»

 

(27)–Да, он очень вырос, твой Ро­ди­он, ты права... – скла­ды­вая пись­мо, ска­за­ла Варя, по­то­му что при по­доб­ном строе мыс­лей вряд ли этот сол­дат ока­зал­ся бы спо­со­бен на какой-либо предо­су­ди­тель­ный по­сту­пок.

 

(28)Об­няв­шись, по­друж­ки слу­ша­ли ше­лест дождя и ред­кие, за­ту­ха­ю­щие гудки ав­то­ма­шин. (29)Темой бе­се­ды слу­жи­ли со­бы­тия ис­тек­ше­го дня: от­крыв­ша­я­ся на цен­траль­ной пло­ща­ди вы­став­ка тро­фей­ных самолётов, не­за­сы­пан­ная во­рон­ка на улице Весёлых, как они уже при­вык­ли её на­зы­вать в оби­хо­де между собой, Га­стел­ло, чей са­мо­заб­вен­ный по­двиг про­гре­мел в те дни на всю стра­ну.

 

(По Л. Лео­но­ву*)

*Лео­нид Мак­си­мо­вич Лео­нов (1899–1994) – рус­ский пи­са­тель, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

Из пред­ло­же­ний 4–5 вы­пи­ши­те слово, об­ра­зо­ван­ное при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

На­ре­чие «по­бли­зо­сти» об­ра­зо­ва­но от су­ще­стви­тель­но­го «бли­зость» с по­мо­щью при­став­ки ПО и суф­фик­са И.

Гость 30.04.2012 18:31

а ЗА­ДЕР­ЖИ­ВА­ЛИСЬ не при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным?

Гость 06.05.2012 15:51

Дело в том, что суф­фикс "ся" - сло­во­об­ра­зу­ю­щий, по­это­му гла­гол "за­дер­жи­вать­ся" об­ра­зо­ван от гла­го­ла "за­дер­жи­вать", зна­чит, слово "за­дер­жи­ва­лись" об­ра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Гость 12.05.2012 15:22

Будь­те вни­ма­тель­ны. Для опре­де­ле­ния спо­со­ба об­ра­зо­ва­ния слова все­гда ставь­те его в на­чаль­ную форму. На­при­мер, ЗА­ДЕР­ЖИ­ВАТЬ - гла­гол не­со­вер­шен­но­го вида, об­ра­зо­ван от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида ЗА­ДЕР­ЖАТЬ при по­мо­щи суф­фик­са. Опре­де­ле­ние спо­со­ба об­ра­зо­ва­ния есть поиск бли­жай­ше­го род­ствен­ни­ка (не ищите вме­сто мамы ба­бу­шек и пра­пра­пра­ба­бу­шек, об­ра­щай­те вни­ма­ние на за­ко­но­мер­но­сти: как пра­ви­ло, можно найти ана­ло­гич­ный ва­ше­му при­мер вы­бран­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мо­де­ли).

Гость 29.05.2012 22:46

А разве "по­бли­зо­сти" не об­ра­зо­ван от слова "бли­зость", если нет то по­че­му?

Гость

Имен­но от него и об­ра­зо­ва­но, при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Гость 19.12.2012 19:21

а по­че­му в от­ве­те не за­счи­ты­ва­ет­ся слово ОТ­крыт­Ки?

чем оно не уго­ди­ло?)

Гость

Слово «от­крыт­ки» об­ра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от гла­го­ла «от­кры­вать».

1
Тип 23 № 28
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Ро­ди­он встре­тил де­воч­ку перед на­ступ­ле­ни­ем.

2)  Автор пись­ма хра­нит по­да­рок де­воч­ки.

3)  Чтобы стать на­сто­я­щим муж­чи­ной, не все­гда надо до­ка­зы­вать фи­зи­че­скую силу, порой важ­нее ис­пы­та­ние силы духа.

4)  Варя чи­та­ла пись­мо много раз.

5)  Ро­ди­он долго не писал, так как был кон­ту­жен.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

2
Тип 24 № 29
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 17, 18, 20, 22 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия пер­со­на­жей.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 3–5 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 8–9 вклю­ча­ют опи­са­ние.

4)  Пред­ло­же­ния 24–26 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

5)  Пре­об­ла­да­ю­щий тип тек­ста—рас­суж­де­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 30
i

Най­ди­те среди ука­зан­ных ва­ри­ан­тов такой, где слово упо­треб­ле­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии. Вы­пи­ши­те это слово.

раз­вер­ну­ла (пред­ло­же­ние 8)

сожги (пред­ло­же­ние 15)

за­жму­рил­ся (пред­ло­же­ние 22)

про­гре­мел (пред­ло­же­ние 29)


4
Тип 26 № 37
i

Среди пред­ло­же­ний 15–19 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B2 № 32
i

Из пред­ло­же­ний 16–18 вы­пи­ши­те чис­ли­тель­ное.


6
Тип Д B3 № 33
i

Ука­жи­те тип под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии В ТЕ ДНИ (пред­ло­же­ние 29).


7
Тип Д B4 № 34
i

Среди пред­ло­же­ний 21–26 най­ди­те слож­ные, в со­став ко­то­рых вхо­дит од­но­со­став­ное без­лич­ное. На­пи­ши­те но­ме­ра этих слож­ных пред­ло­же­ний.


8
Тип Д B5 № 35
i

Среди пред­ло­же­ний 1–9 най­ди­те пред­ло­же­ние, осложнённое обособ­лен­ным рас­про­странённым со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B6 № 36
i

Среди пред­ло­же­ний 2–9 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным цели. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


10
Тип Д28 № 38
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Фраг­мент из ро­ма­на Л. Лео­но­ва «Рус­ский лес» под­твер­жда­ет мысль о том, что даже о слож­ных фи­ло­соф­ских про­бле­мах можно го­во­рить до­ступ­но. До­сти­га­ет­ся это с по­мо­щью тро­пов: (А)_____ («ку­пель зре­ло­сти» в пред­ло­же­нии 24), (Б)_____ («пыт­ли­вые, во­про­си­тель­ные глаза» в пред­ло­же­нии 21), (В)_____ («на солн­це по­лу­ден­ное в ты­ся­чу раз легче гля­деть» в пред­ло­же­нии 21). Уси­ли­ва­ет эф­фект от про­чи­тан­но­го (Г)_____ («от­сту­па­ем» в пред­ло­же­нии 12, «я не трус» в пред­ло­же­нии 21). Этот приём фик­си­ру­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на глав­ном, под­чер­ки­ва­ет важ­ней­шие мысли ав­то­ра.»

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ана­фо­ра

2)  ме­та­фо­ра

3)  ги­пер­бо­ла

4)  про­фес­си­о­наль­ная лек­си­ка

5)  пар­цел­ля­ция

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  про­ти­во­по­став­ле­ние

8)  эпи­те­ты

9)  кон­текст­ные си­но­ни­мы

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 2337
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


12
Тип Д B1 № 2424
i

Из пред­ло­же­ний 4 и 5 вы­пи­ши­те слово, об­ра­зо­ван­ное при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом.