Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 37096
i

(1)Де­ло­вой че­ло­век был так занят, что при по­яв­ле­нии Ма­лень­ко­го прин­ца даже го­ло­вы не под­нял.

— (2)Доб­рый день,  — ска­зал ему Ма­лень­кий принц.  — (3)Ваша па­пи­ро­са по­гас­ла.

— (4)Три да два  — пять, пять да семь  — две­на­дцать, две­на­дцать да три  — пят­на­дцать. (5)Доб­рый день. (6)Не­ко­гда спич­кой чирк­нуть. (7)Уф! (8)Итого, стало быть, пять­сот один мил­ли­он шесть­сот два­дцать две ты­ся­чи семь­сот трид­цать один.

— (9)Пять­сот мил­ли­о­нов чего?

— (10)А? (11)Ты ещё здесь? (12)Пять­сот мил­ли­о­нов... уж не знаю чего...

(13)У меня столь­ко ра­бо­ты! (14)Я че­ло­век серьёзный, мне не до бол­тов­ни!

— (15)Пять­сот мил­ли­о­нов чего?  — по­вто­рил Ма­лень­кий принц: спро­сив

о чём-ни­будь, он не успо­ка­и­вал­ся, пока не по­лу­чал от­ве­та.

(16)Де­ло­вой че­ло­век понял, что надо от­ве­тить, а то не будет ему покоя.

— (17)Пять­сот мил­ли­о­нов этих ма­лень­ких шту­чек, ко­то­рые ино­гда видны в воз­ду­хе.

— (18)Это что же, мухи?

— (19)Да нет же, такие ма­лень­кие, бле­стя­щие. (20)Кра­си­вые, зо­ло­тые.

(21)Вся­кий лен­тяй как по­смот­рит на них, так и раз­меч­та­ет­ся. (22)А я че­ло­век серьёзный. (23)Мне меч­тать не­ко­гда.

— (24)А, звёзды?

— (25)Вот-вот, звёзды.

— (26)Пять­сот мил­ли­о­нов звёзд? (27)Что же ты с ними де­ла­ешь?

— (28)Что делаю?

— (29)Да.

— (30)Ни­че­го не делаю, я ими вла­дею.

— (31)Вла­де­ешь звёздами?

— (32)Да.

— (33)А для чего тебе вла­деть звёздами?

— (34)Чтобы быть бо­га­тым.

— (35)А для чего быть бо­га­тым?

— (36)Чтобы по­ку­пать ещё новые звёзды, если их кто-ни­будь от­кро­ет.

— (37)А как можно вла­деть звёздами?

— (38)Звёзды чьи? – ворч­ли­во спро­сил делец.

— (39)Не знаю, ничьи.

— (40)Зна­чит, мои, по­то­му что я пер­вый до этого до­ду­мал­ся.

— (41)И этого до­воль­но?

— (42)Ра­зу­ме­ет­ся, этого до­воль­но. (43)Если ты найдёшь алмаз, у ко­то­ро­го нет хо­зя­и­на, зна­чит, он твой. (44)Если ты найдёшь ост­ров, у ко­то­ро­го

нет хо­зя­и­на, он твой. (45)Если тебе пер­во­му придёт в го­ло­ву какая-ни­будь

идея, ты берёшь на неё па­тент: она твоя. (46)Я вла­дею звёздами, по­то­му что

до меня никто не до­га­дал­ся ими за­вла­деть.

— (47)Вот это верно,  — ска­зал Ма­лень­кий принц.  — (48)А что же ты с ними де­ла­ешь?

— (49)Рас­по­ря­жа­юсь ими,  — от­ве­тил делец.  — (50)Счи­таю их и пе­ре­счи­ты­ваю. (51)Это, при­зна­юсь, для меня очень труд­но. (52)Но я че­ло­век серьёзный. (53)Од­на­ко Ма­лень­ко­му прин­цу этого было мало.

— (54)Если у меня есть шёлко­вый пла­ток, я могу по­вя­зать его во­круг шеи и уне­сти с собой,  — ска­зал он.  — (55)Если у меня есть цве­ток, я могу его со­рвать и уне­сти с собой. (56)А ты ведь не мо­жешь за­брать звёзды!

— (57)Нет, но я могу по­ло­жить их в банк.

— (58)Как это?

— (59)Сна­ча­ла счи­таю, потом пишу на бу­маж­ке, сколь­ко у меня звёзд.

(60)Потом кладу эту бу­маж­ку в ящик и за­пи­раю его на ключ.

— (61)И всё?

— (62)Этого до­воль­но.

(63)«За­бав­но и даже по­э­тич­но, но не так уж это серьёзно»,  — по­ду­мал Ма­лень­кий принц.

(64)Что серьёзно, а что не серьёзно,  — это Ма­лень­кий принц по­ни­мал по-сво­е­му, со­всем не так, как взрос­лые.

— (65)У меня есть цве­ток,  — ска­зал он,  — и я каж­дое утро его по­ли­ваю. (66)У меня есть три вул­ка­на, я каж­дую не­де­лю их про­чи­щаю. (67)Все три про­чи­щаю, и по­тух­ший тоже. (68)Мало ли что может слу­чить­ся. (69)И моим вул­ка­нам, и моему цвет­ку по­лез­но, что я ими вла­дею. (70)А звёздам от тебя нет ни­ка­кой поль­зы...

(71)Де­ло­вой че­ло­век от­крыл рот, но так и не нашёлся, что от­ве­тить.

(72)Ма­лень­кий принц от­пра­вил­ся даль­ше.

(По Ан­ту­а­ну де Сент-Эк­зю­пе­ри*)

* Ан­ту­ан де Сент-Эк­зю­пе­ри (1900–1944)  — зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский пи­са­тель, поэт, эс­се­ист.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  После раз­го­во­ра с де­ло­вым че­ло­ве­ком Ма­лень­кий принц узнал, что не­ко­то­рые люди даже звёзды могут счи­тать своей соб­ствен­но­стью.

2)  Чтобы вла­деть звёздами, по мне­нию Ма­лень­ко­го прин­ца, не­до­ста­точ­но их пе­ре­счи­тать, на­пи­сать на бу­маж­ке по­лу­чен­ное число и по­ло­жить бу­маж­ку в банк.

3)  Де­ло­вой че­ло­век убе­дил Ма­лень­ко­го прин­ца в том, что вла­деть и рас­по­ря­жать­ся звёздами  — серьёзное дело.

4)  Чтобы все три вул­ка­на ра­бо­та­ли, Ма­лень­кий принц каж­дый день их про­чи­щал.

5)  Де­ло­вой че­ло­век счи­тал звёзды и стре­мил­ся ими вла­деть не из жажды бо­гат­ства.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  После раз­го­во­ра с де­ло­вым че­ло­ве­ком Ма­лень­кий принц узнал, что не­ко­то­рые люди даже звёзды могут счи­тать своей соб­ствен­но­стью. — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 46.

2)  Чтобы вла­деть звёздами, по мне­нию Ма­лень­ко­го прин­ца, не­до­ста­точ­но их пе­ре­счи­тать, на­пи­сать на бу­маж­ке по­лу­чен­ное число и по­ло­жить бу­маж­ку в банк. — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 65-70.

3)  Де­ло­вой че­ло­век убе­дил Ма­лень­ко­го прин­ца в том, что вла­деть и рас­по­ря­жать­ся звёздами  — серьёзное дело. — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 63.

4)  Чтобы все три вул­ка­на ра­бо­та­ли, Ма­лень­кий принц каж­дый день их про­чи­щал. — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 67  — один вул­кан был по­тух­ший.

5)  Де­ло­вой че­ло­век счи­тал звёзды и стре­мил­ся ими вла­деть не из жажды бо­гат­ства. — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 34.

 

Ответ: 12.

Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 23 № 37069
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Ма­лень­кий принц по­ин­те­ре­со­вал­ся у Де­ло­во­го че­ло­ве­ка, что нужно сде­лать, чтобы офор­мить па­тент на звез­ду.

2)  Ма­лень­кий принц вла­дел тремя вул­ка­на­ми, но про­чи­щал толь­ко два из них, так как тре­тий был по­тух­шим.

3)  Де­ло­вой че­ло­век, глядя на звёзды, не меч­тал ни о чём  — по его сло­вам, он звёздами рас­по­ря­жал­ся.

4)  Ма­лень­кий принц по­ду­мал, что рас­суж­де­ния Де­ло­во­го че­ло­ве­ка о звёздах очень серьёзны.

5)  Де­ло­вой че­ло­век объ­яс­нил, что вла­де­ет звёздами, так как пер­вым до­га­дал­ся ими за­вла­деть.


2
Тип 24 № 37070
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся оши­боч­ным? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 15−16 пред­став­ле­но опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 43−46 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние

3)  В пред­ло­же­ни­ях 54−56 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние

4)  Пред­ло­же­ние 64 по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 63.

5)  Пред­ло­же­ния 69 и 70 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.


3
Тип 25 № 37071
i

Из пред­ло­же­ний 35−46 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем «до­ку­мент, сви­де­тель­ству­ю­щий о праве изоб­ре­та­те­ля на его изоб­ре­те­ние, о его при­о­ри­те­те».


4
Тип 26 № 37072
i

Среди пред­ло­же­ний 47−53 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи про­ти­ви­тель­но­го союза и форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 57591
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «На­сколь­ко че­ло­век, на­хо­дя­щий­ся в плену у лож­ных цен­но­стей, может быть ослеплён соб­ствен­ны­ми ил­лю­зи­я­ми?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


6
Тип Д28 № 37073
i

«Опи­сы­вая встре­чу Ма­лень­ко­го прин­ца и Де­ло­во­го че­ло­ве­ка, по­ка­зы­вая ха­рак­те­ры ге­ро­ев, А. де Сент-Эк­зю­пе­ри рас­кры­ва­ет ши­ро­кий спектр вы­ра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей языка и речи. В тек­сте ис­поль­зу­ет­ся приём – (А)______ (пред­ло­же­ния 31−36), а также син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — (Б)______ (пред­ло­же­ния 8, 40, 42). В тек­сте встре­ча­ет­ся такой приём, как (В)______ (пред­ло­же­ния 43−45). Среди лек­си­че­ских средств вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рые пе­ре­да­ют эмо­ци­о­наль­ность диа­ло­га ге­ро­ев, вы­де­ля­ет­ся (Г)______ („бол­тов­ня“ в пред­ло­же­нии 14, „штуч­ки“ в пред­ло­же­нии 17)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  ввод­ные кон­струк­ции

3)  ри­то­ри­че­ский во­прос

4)  об­ра­ще­ния

5)  ана­фо­ра

6)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

7)  диа­лек­тизм

8)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

9)  оли­це­тво­ре­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

7
Тип Д27 C27 № 37074
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста. Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру­ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми. Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Вы­ра­зи­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста (со­гла­сие или не­со­гла­сие) и обос­нуй­те его.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.