





Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:
— Сжать эту информацию в одно предложение самому;
— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;
в) слишком краткой.
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.
| (1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<...> сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания. |
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) По наблюдениям исследователей, у человека, получающего основную информацию в Сети, сознание привыкает работать с большими текстами.
2) Согласно наблюдениям исследователей, получая информацию в Сети, современный человек теряет способность концентрироваться и запоминать композицию образов и идей, системно мыслить, видеть в хаосе случайных элементов структуру и закономерность.
3) У современного человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: сознание привыкает работать с большими текстами, поэтому развивается навык внимательного чтения, а навык сканирующего чтения, напротив, деградирует.
4) Учёные установили, что у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения развивается, а навык внимательного чтения длинного текста исчезает, так как сознание отвыкает работать с большими текстами.
Правильный ответ указан под номером 4.




Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:
— Сжать эту информацию в одно предложение самому;
— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;
в) слишком краткой.
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.






ЗАДАНИЕ 26 ЕГЭ: ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Необходимый материал по теме:
- Справочник Обзор средств связи
- Справочник Союз как часть речи
- Справочник Местоимение как часть речи
- Справочник Предлог как часть речи
- Справочник Частица как часть речи
- Список слов к заданиям 1 и 26, опубликованный на ФИПИ ru-3-grammatika-morfologija_2.pdf
- Таблица со списком всех проверяемых частей речи доступна также по ссылке на google.com https://docs.google.com/document/d/1M1nwDdrHFNOdNp8RhGflHKnJV7FkpTMZX6Tcb9oVyqA/edit?usp=sharing
Условие (задание банка ФИПИ):
Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий).
В зависимости от условия в ответ записываются номер или номера предложения(ий) без пробелов и знаков препинания, например, 1218. Порядок записи номеров не имеет значения.
Комментарий:
Для выполнений задания учащиеся должны уметь:
- определять самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавать местоимения, наречия разных лексико-грамматических разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов;
- определять роль частей речи в тексте с точки зрения их использования как средств связи слов, частей предложения, предложений в структуре текста, абзацев.
В 2024 году к этому заданию ФИПИ опубликовал следующую информацию: При выполнении задания необходимо учесть основные подходы к его разработке: Помните, что предыдущее — это НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным НЕ может быть ответ 11, даже если это предложение связано с 10-м теми средствами, которые указаны в задании Среди предложений 38–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонимов и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий) на основе следующего текста (38) Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно — срабатывает инстинкт самосохранения. (39) Но страх необходим и для развития личности. (40) Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41) Смелость — это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. ( 42)Трусость — наоборот. (43) Когда амигдала побеждает тебя. правильным ответом является только предложение 40, поскольку в предложении 39, кроме синонимов и лексического повтора, присутствует ещё и союз как средство связи. Синонимы: «нужен» «необходим», повтор слово «страх» Например: пилить — пилящий; расколоть — расколотый; спиливший — спиленный; распилить — распилив. И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения... А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем... Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» выступает как падежная форма личного местоимения «они», а в другом — как падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова, так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте. Например, во фрагменте, (5) В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6) Её, представьте себе, не было! (7) Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… правильным ответом будет только предложение 6. В предложении 7 слово «её» выступает в качестве лексического повтора. Приведём ещё один пример: (1) Вот и всё объяснение. (2) Для меня лично оно основательно. (3) В меру возможностей следую ему, понимая свою малую силу. Правильный ответ — только предложение 2. А предложение 3 связано с предыдущим при помощи такого средства, как форма одного и того же слова. (11) Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12) Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13) Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14) Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15) Его эрудиция и начитанность были феноменальны правильным ответом будут предложения 12 и 15.
Показать комментарий РЕШУ
Показать комментарий РЕШУ
Показать комментарий РЕШУ
в 12-м притяжательное местоимение «его» (лекций) (чьи? Юрия Петровича из 12-го); в 15-м снова чья начитанность? «его» (заменяет местоимение он в 14 предложении). Если трудно понять разницу между притяжательным и личным местоимениями, почитайте Местоимение как часть речи
Обратите внимание! Контекстные синонимы и антонимы — это, как правило, слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме. Исключения могут составлять местоимения, перифразы, фразеологизмы, соотносимые со словами определённой части речи. Обратите внимание! Контекстными синонимами могут быть и имена собственные. Например, «Вася» и «Коржик» (кличка Васи).
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?
Однако
Вследствие этого
Даже
Несмотря на это
Следовательно
Слово «следовательно» не подходит, так как после него нужно было бы поставить запятую, это вводное слово, являющееся выводом из цепочки доказательного ряда. У нас такого ряда нет.
Союз «вследствие этого» можно заменить «из-за этого».
Ответ: вследствие этого.




ЗАДАНИЕ 26 ЕГЭ: ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Необходимый материал по теме:
- Справочник Обзор средств связи
- Справочник Союз как часть речи
- Справочник Местоимение как часть речи
- Справочник Предлог как часть речи
- Справочник Частица как часть речи
- Список слов к заданиям 1 и 26, опубликованный на ФИПИ ru-3-grammatika-morfologija_2.pdf
- Таблица со списком всех проверяемых частей речи доступна также по ссылке на google.com https://docs.google.com/document/d/1M1nwDdrHFNOdNp8RhGflHKnJV7FkpTMZX6Tcb9oVyqA/edit?usp=sharing
Условие (задание банка ФИПИ):
Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий).
В зависимости от условия в ответ записываются номер или номера предложения(ий) без пробелов и знаков препинания, например, 1218. Порядок записи номеров не имеет значения.
Комментарий:
Для выполнений задания учащиеся должны уметь:
- определять самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавать местоимения, наречия разных лексико-грамматических разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов;
- определять роль частей речи в тексте с точки зрения их использования как средств связи слов, частей предложения, предложений в структуре текста, абзацев.
В 2024 году к этому заданию ФИПИ опубликовал следующую информацию: При выполнении задания необходимо учесть основные подходы к его разработке: Помните, что предыдущее — это НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным НЕ может быть ответ 11, даже если это предложение связано с 10-м теми средствами, которые указаны в задании Среди предложений 38–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонимов и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий) на основе следующего текста (38) Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно — срабатывает инстинкт самосохранения. (39) Но страх необходим и для развития личности. (40) Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41) Смелость — это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. ( 42)Трусость — наоборот. (43) Когда амигдала побеждает тебя. правильным ответом является только предложение 40, поскольку в предложении 39, кроме синонимов и лексического повтора, присутствует ещё и союз как средство связи. Синонимы: «нужен» «необходим», повтор слово «страх» Например: пилить — пилящий; расколоть — расколотый; спиливший — спиленный; распилить — распилив. И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения... А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем... Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» выступает как падежная форма личного местоимения «они», а в другом — как падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова, так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте. Например, во фрагменте, (5) В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6) Её, представьте себе, не было! (7) Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… правильным ответом будет только предложение 6. В предложении 7 слово «её» выступает в качестве лексического повтора. Приведём ещё один пример: (1) Вот и всё объяснение. (2) Для меня лично оно основательно. (3) В меру возможностей следую ему, понимая свою малую силу. Правильный ответ — только предложение 2. А предложение 3 связано с предыдущим при помощи такого средства, как форма одного и того же слова. (11) Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12) Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13) Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14) Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15) Его эрудиция и начитанность были феноменальны правильным ответом будут предложения 12 и 15.
Показать комментарий РЕШУ
Показать комментарий РЕШУ
Показать комментарий РЕШУ
в 12-м притяжательное местоимение «его» (лекций) (чьи? Юрия Петровича из 12-го); в 15-м снова чья начитанность? «его» (заменяет местоимение он в 14 предложении). Если трудно понять разницу между притяжательным и личным местоимениями, почитайте Местоимение как часть речи
Обратите внимание! Контекстные синонимы и антонимы — это, как правило, слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме. Исключения могут составлять местоимения, перифразы, фразеологизмы, соотносимые со словами определённой части речи. Обратите внимание! Контекстными синонимами могут быть и имена собственные. Например, «Вася» и «Коржик» (кличка Васи).






Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:
— Сжать эту информацию в одно предложение самому;
— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;
в) слишком краткой.
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) По наблюдениям исследователей, у человека, получающего основную информацию в Сети, сознание привыкает работать с большими текстами.
2) Согласно наблюдениям исследователей, получая информацию в Сети, современный человек теряет способность концентрироваться и запоминать композицию образов и идей, системно мыслить, видеть в хаосе случайных элементов структуру и закономерность.
3) У современного человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: сознание привыкает работать с большими текстами, поэтому развивается навык внимательного чтения, а навык сканирующего чтения, напротив, деградирует.
4) Учёные установили, что у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения развивается, а навык внимательного чтения длинного текста исчезает, так как сознание отвыкает работать с большими текстами.
5) Сознание человека, который получает основную информацию в Сети, меняется: оно отвыкает работать с большими текстами, соответственно, меняется и «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения развивается, а навык внимательного чтения длинного текста исчезает.
Искомые предложения не должны:
-искажать текст (как 3)
-дополнять его (как 2)
-противоречить содержанию текста (как 1).
Искомые предложения должны:
-передавать одну и ту же информацию, но разными словами, различными типами предложений.
-передавать сжатый главный смысл всего текста.
Поэтому верны оставшиеся 4 и 5.
Ответ: 45|54.




Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:
— Сжать эту информацию в одно предложение самому;
— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;
в) слишком краткой.
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
7. в знач. сказ., с неопред. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.
8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.
9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего, прошедшего времени.
10. времён кого (чего), в знач. предлога с род. В период, во время существования кого-чего-н. (о ком-чём-н. бывшем в отдалённом прошлом). Писатели времён классицизма. Оружие времён гражданской войны.
В третьем предложении текста слово ВРЕМЯ употреблено в значении 3.
Ответ: 3.
Самостоятельно подберите сочетание производного предлога с указательным местоимением, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
На месте пропуска могут стоять предлоги с указательными местоимениями: вследствие этого, исходя из этого, ввиду этого
ВНИМАНИЕ! Сочетание ИЗ-ЗА ЭТОГО не подойдёт, потому что предлог ИЗ-ЗА непроизводный (производные предлоги «произведены» путём перехода из других частей речи).
Другие синонимичные сочетания, не противоречащие заданию, возможны. «Благодаря этому» не подходит, потому что в тексте говорится об отрицательном действии развития навыков поверхностного чтения в ущерб вдумчивому.
Ответ: вследствие этого|исходя из этого|ввиду этого|в связи с этим
Наверх