Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 37260
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Г)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Уез­жая в ко­ман­ди­ров­ку, отец обе­щал, что обя­за­тель­но вернётся к празд­ни­кам.

2)  На осен­ней вы­став­ке-яр­мар­ке не толь­ко были пред­став­ле­ны раз­лич­ные сорта ар­бу­зов и дынь, но и тыкв.

3)  Бла­го­да­ря усер­дия и усид­чи­во­сти можно спра­вить­ся с са­мы­ми слож­ны­ми ма­те­ма­ти­че­ски­ми за­да­ча­ми.

4)  Счаст­ли­вы те, кто при­бли­жа­ет­ся в своей жизни к сло­жив­ше­му­ся в юно­сти иде­а­лу.

5)  Ра­бо­тая с рту­тью и её со­еди­не­ни­я­ми, долж­ны со­блю­дать­ся опре­делённые пра­ви­ла.

6)  Все, кто знал ве­ли­ко­го пи­са­те­ля, от­ме­ча­ли его скром­ность и прин­ци­пи­аль­ность.

7)  В жур­на­ле «Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние» Д. Н. Уша­ков опуб­ли­ко­вал ряд ста­тей как о по­ве­рьях, так и об обы­ча­ях рус­ских кре­стьян.

8)  Ком­мен­та­рии Ю. М. Лот­ма­на к ро­ма­ну «Ев­ге­нию Оне­ги­ну» по­мо­га­ют чи­та­те­лю лучше по­нять эпоху А. С. Пуш­ки­на.

9)  Ту­ри­сты уви­де­ли разо­жжённый костёр кем-то на дру­гом бе­ре­гу реки.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

А)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом  — 3) Бла­го­да­ря усер­дия и усид­чи­во­сти можно спра­вить­ся с са­мы­ми слож­ны­ми ма­те­ма­ти­че­ски­ми за­да­ча­ми. КОР­РЕКТ­НО: 3) Бла­го­да­ря усер­дию и усид­чи­во­сти можно спра­вить­ся с са­мы­ми слож­ны­ми ма­те­ма­ти­че­ски­ми за­да­ча­ми.

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем  — 8) Ком­мен­та­рии Ю. М. Лот­ма­на к ро­ма­ну «Ев­ге­нию Оне­ги­ну» по­мо­га­ют чи­та­те­лю лучше по­нять эпоху А. С. Пуш­ки­на. КОР­РЕКТ­НО: 8) Ком­мен­та­рии Ю. М. Лот­ма­на к ро­ма­ну «Ев­ге­ний Оне­гин» по­мо­га­ют чи­та­те­лю лучше по­нять эпоху А. С. Пуш­ки­на.

В)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми  — 2) На осен­ней вы­став­ке-яр­мар­ке не толь­ко были пред­став­ле­ны раз­лич­ные сорта ар­бу­зов и дынь, но и тыкв. КОР­РЕКТ­НО: 2) На осен­ней вы­став­ке-яр­мар­ке были пред­став­ле­ны раз­лич­ные сорта не толь­ко ар­бу­зов и дынь, но и тыкв.

Г)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том  — 5) Ра­бо­тая с рту­тью и её со­еди­не­ни­я­ми, долж­ны со­блю­дать­ся опре­делённые пра­ви­ла. КОР­РЕКТ­НО: 5) Ра­бо­тая с рту­тью и её со­еди­не­ни­я­ми, мы долж­ны со­блю­дать опре­делённые пра­ви­ла.

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том  — 9) Ту­ри­сты уви­де­ли разо­жжённый костёр кем-то на дру­гом бе­ре­гу реки. КОР­РЕКТ­НО: 9) Ту­ри­сты уви­де­ли разо­жжённый кем-то на дру­гом бе­ре­гу реки костёр.

 

Нет оши­бок в пред­ло­же­ни­ях: 1, 4, 6, 7.

 

Ответ: 38259.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 25.03.2021. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 804081