Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4690
i

(1)Че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны (оран­гу­тан, шим­пан­зе и го­рил­ла)  — кров­ные наши род­ствен­ни­ки в бук­валь­ном смыс­ле этого слова. (2)<...> не­дав­но кровь этих обе­зьян не умели от­ли­чить от че­ло­ве­че­ской бла­го­да­ря на­ли­чию тех же групп крови, почти тех же бел­ков плаз­мы, сход­но­му хи­ми­че­ско­му со­ста­ву. (3)В по­след­нее время уста­но­ви­ли, что ближе всех нам по крови кар­ли­ко­вый шим­пан­зе, кровь ко­то­ро­го можно пе­ре­ли­вать че­ло­ве­ку (с со­от­вет­ству­ю­щей груп­пой) без вся­кой пред­ва­ри­тель­ной об­ра­бот­ки.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны на­столь­ко близ­ки к людям по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву крови и по её груп­пам, что кровь кар­ли­ко­во­го шим­пан­зе можно пе­ре­ли­вать че­ло­ве­ку без вся­кой об­ра­бот­ки.

2)  Че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны (оран­гу­тан, шим­пан­зе и го­рил­ла) яв­ля­ют­ся не толь­ко на­ши­ми кров­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми, но и са­мы­ми ум­ны­ми из жи­вот­ных; они легко дрес­си­ру­ют­ся, и обу­чить их можно очень мно­го­му.

3)  Кровь кар­ли­ко­во­го шим­пан­зе нель­зя пе­ре­ли­вать че­ло­ве­ку без пред­ва­ри­тель­ной об­ра­бот­ки.

4)  Кровь че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян имеет те же груп­пы, почти те же белки плаз­мы, что и кровь че­ло­ве­ка, од­на­ко силь­но от­ли­ча­ет­ся от неё по сво­е­му хи­ми­че­ско­му со­ста­ву.

5)  Кровь кар­ли­ко­во­го шим­пан­зе можно пе­ре­ли­вать че­ло­ве­ку без вся­кой об­ра­бот­ки, так как и по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву крови, и по её груп­пам кровь че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян очень близ­ка к че­ло­ве­че­ской.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

-ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 2, 4 и 3).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

-пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

-пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 1 и 5.

 

Ответ: 15|51.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 4515
i

Какое из при­ведённых ниже слово (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Пре­жде всего

Ещё

На­при­мер,

Иными сло­ва­ми,

Сле­до­ва­тель­но,


2
Тип Д3 № 8050
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СМЫСЛ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СМЫСЛ, -а, муж.

1.  Со­дер­жа­ние, сущ­ность, суть, зна­че­ние чего-н. По­нять с. про­ис­хо­дя­ще­го. С. слова, вы­ска­зы­ва­ния.

2.  Цель, ра­зум­ное ос­но­ва­ние чего-н. В этом по­ступ­ке нет смыс­ла. Жизнь по­лу­чи­ла новый с.

3.  В нек-рых со­че­та­ни­ях: разум, ра­зум­ность. Здра­вый с. Дей­ство­вать со смыс­лом. Нет смыс­ла (не вижу смыс­ла) в таком ре­ше­нии.


3
Тип Д2 № 14265
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.