Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B6 № 492
i

(1)Даже самые раз­ви­тые люди, я за­ме­тил, глу­бо­ко убеж­де­ны в том, что жить ду­хов­ной жиз­нью зна­чит хо­дить в те­ат­ры, чи­тать книги, спо­рить о смыс­ле жизни. (2)Но вот в «Про­ро­ке»:

 

Ду­хов­ной жаж­дою томим,

В пу­сты­не мрач­ной я вла­чил­ся...

 

(3)Чего же не хва­та­ло пуш­кин­ско­му герою  — спо­ров, те­ат­ров и вы­ста­вок? (4)Что это зна­чит  — ду­хов­ная жажда?

 

(5)Ду­хов­ность не то, что куль­ту­ра по­ве­де­ния или об­ра­зо­ван­ность. (6)Огром­ное ко­ли­че­ство людей, не имея об­ра­зо­ва­ния, об­ла­да­ет вы­со­чай­шей силой духа. (7)Ин­тел­ли­гент­ность  — не об­ра­зо­ван­ность, а ду­хов­ность. (8)От­че­го самые тон­кие це­ни­те­ли ис­кус­ства бы­ва­ют порой не­год­ны­ми лю­дь­ми? (9)Да по­то­му, что само по себе чте­ние книг, по­се­ще­ние те­ат­ров и му­зеев не есть ду­хов­ная жизнь. (10)Ду­хов­ная жизнь че­ло­ве­ка  — это его соб­ствен­ное стрем­ле­ние к вы­со­ко­му, и тогда книга или театр вол­ну­ют его, по­то­му что от­ве­ча­ют его стрем­ле­ни­ям. (11)В про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства ду­хов­ный че­ло­век ищет со­бе­сед­ни­ка, со­юз­ни­ка  — ему ис­кус­ство нужно для под­дер­жа­ния соб­ствен­но­го духа, для укреп­ле­ния соб­ствен­ной веры в добро, прав­ду, кра­со­ту. (12)Когда же дух че­ло­ве­ка низок, то в те­ат­ре и кино он лишь раз­вле­ка­ет­ся, уби­ва­ет время, даже если он яв­ля­ет­ся це­ни­те­лем ис­кус­ства. (13)Точно так же может быть без­ду­хов­ным и само ис­кус­ство  — все при­зна­ки та­лан­та на­ли­цо, но нет стрем­ле­ния к прав­де и добру и, зна­чит, нет ис­кус­ства, по­то­му что ис­кус­ство все­гда ду­хо­подъёмно, в этом его на­зна­че­ние.

 

(14)Бы­ва­ет и об­рат­ное: есть доб­рые, спо­соб­ные лю­бить и на­де­ять­ся люди, ко­то­рые не знали в дет­стве и в юно­сти выс­ших ду­хов­ных стрем­ле­ний, не встре­ча­лись с ними. (15)Такие люди не на­ру­ша­ют мо­раль­ных за­ко­нов, но без­ду­хов­ность их сразу видна. (16)Доб­рый и ра­бо­тя­щий че­ло­век, но не му­ча­ет­ся его душа, не может, не хочет он выйти за круг бы­то­вых забот.

 

(17)Чего жаж­дет че­ло­век, когда у него ду­хов­ное том­ле­ние? (18)Обыч­но же­ла­ния делят на вы­со­кие и низ­кие, доб­рые и дур­ные. (19)Но раз­де­лим их по иному прин­ци­пу: на ко­неч­ные и бес­ко­неч­ные. (20)Ко­неч­ные же­ла­ния могут быть осу­ществ­ле­ны к та­ко­му-то числу; это же­ла­ния при­об­ре­сти, по­лу­чить, до­стичь, стать... (21)Но ни­ко­гда не ис­пол­нят­ся пол­но­стью, не ис­чер­па­ют себя же­ла­ния бес­ко­неч­ные  — назовём их стрем­ле­ни­я­ми: «свя­щен­ный серд­ца жар, к вы­со­ко­му стрем­ле­нье» (Пуш­кин). (22)Бес­ко­неч­но стрем­ле­ние к добру, не­уто­ли­ма жажда прав­ды, не­на­сы­тен голод по кра­со­те...

 

(С. Со­ло­вей­чик)

Среди пред­ло­же­ний 14—22 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние, со­сто­я­щее из трёх ча­стей. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пред­ло­же­ние 22 слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние, со­сто­я­щее из трёх ча­стей: Бес­ко­неч­но стрем­ле­ние к добру, не­уто­ли­ма жажда прав­ды, не­на­сы­тен голод по кра­со­те.

Гость 19.05.2012 23:30

Мо­же­те ска­зать, по­че­му 14 пред­ло­же­ние не под­хо­дит?

Гость

Пред­ло­же­ние 14 не под­хо­дит по­то­му, что в этом пред­ло­же­нии есть союз "ко­то­рый", а в за­да­нии тре­бу­ет­ся найти бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние.

Гость 30.05.2012 20:57

а 16 по­че­му не под­хо­дит?

Гость

Там ис­поль­зу­ет­ся союз "но".

1
Тип 23 № 484
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Ду­хов­ность  — это вос­пи­тан­ность и об­ра­зо­ван­ность.

2)  Ис­кус­ство без­ду­хов­но тогда, когда в нём нет стрем­ле­ния к прав­де и добру.

3)  Нель­зя счи­тать ду­хов­ным че­ло­ве­ка, ко­то­рый не хочет выйти за круг бы­то­вых забот.

4)  Стрем­ле­ние к добру, жажда прав­ды, голод по кра­со­те не осла­бе­ва­ют со вре­ме­нем.

5)  По­се­щая театр, люди ста­но­вят­ся более ду­хов­ны­ми.


2
Тип 24 № 485
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 6—8 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  В пред­ло­же­нии 10 со­дер­жит­ся опре­де­ле­ние по­ня­тия.

3)  Пред­ло­же­ние 13 со­дер­жит опи­са­тель­ный фраг­мент.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 20—22 объ­яс­ня­ет­ся суж­де­ние, вы­ска­зан­ное в пред­ло­же­нии 19 тек­ста.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 3—4 есть по­вест­во­ва­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 486
i

Вы­пи­ши­те кон­текст­ные си­но­ни­мы из пред­ло­же­ния 12.


4
Тип 26 № 493
i

Среди пред­ло­же­ний 15—22 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью союза, лек­си­че­ско­го по­вто­ра и ан­то­ни­мов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B1 № 487
i

Из пред­ло­же­ния 11 вы­пи­ши­те слово, об­ра­зо­ван­ное при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом.


6
Тип Д B2 № 488
i

Из пред­ло­же­ний 5—10 вы­пи­ши­те при­ла­га­тель­ное в форме про­стой пре­вос­ход­ной сте­пе­ни.


7
Тип Д B3 № 489
i

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии СПО­СОБ­НЫЕ ЛЮ­БИТЬ (пред­ло­же­ние 14).


8
Тип Д B4 № 490
i

Среди пред­ло­же­ний 14—22 най­ди­те про­стое од­но­со­став­ное опре­делённо-лич­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B5 № 491
i

Среди пред­ло­же­ний 3—13 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


10
Тип Д28 № 494
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Тон раз­мыш­ле­ни­ям ав­то­ра задаёт (А)_____ (пред­ло­же­ние 2). Стро­ки вы­со­кой по­э­зии А. С. Пуш­ки­на на­стра­и­ва­ют чи­та­те­ля на уча­стие в серьёзном раз­го­во­ре, в ко­то­ром цен­траль­ны­ми по­ня­ти­я­ми яв­ля­ют­ся «ду­хов­ность», «ин­тел­ли­гент­ность», «вос­пи­тан­ность». Имен­но по­это­му с осо­бым па­фо­сом зву­чит (Б)_____ («ду­хо­подъёмно»). Де­лясь сво­и­ми на­блю­де­ни­я­ми с чи­та­те­лем, автор при­бе­га­ет к таким приёмам, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 8, 9) и (Г)_____ (пред­ло­же­ния 18, 19)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ли­то­та

2)  срав­не­ние

3)  иро­ния

4)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

5)  эпи­те­ты

6)  ци­ти­ро­ва­ние

7)  ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ское слово

8)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

9)  про­ти­во­по­став­ле­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 2349
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.