Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 50445
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Б)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

В)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Упо­треб­ляя ввод­ные слова, речь ста­но­вит­ся более эмо­ци­о­наль­ной.

2)  Одним из самых из­вест­ных в стра­не учеб­ных за­ве­де­ний стал МГУ.

3)  Сте­пан чув­ство­вал то, как всё тело не слу­ша­ет­ся его и от уста­ло­сти сли­па­ют­ся глаза.

4)  Наи­бо­лее древ­ней яв­ля­ет­ся пись­мен­ность шу­ме­ров, жив­шие в Меж­ду­ре­чье, в Сред­ней Азии.

5)  На­хо­дя­ща­я­ся низко над го­ри­зон­том Луна ка­жет­ся силь­но уве­ли­чен­ной.

6)  При­ду­мав тех­ни­че­скую кон­струк­цию ап­па­ра­та, умель­цы со­бра­ли его соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми.

7)  Стая ле­бе­дей ле­те­ли в тёплые края.

8)  Лю­двиг ван Бет­хо­вен про­дол­жил общую линию раз­ви­тия му­зы­каль­ных жан­ров, ко­то­рую на­ме­ти­ли его пред­ше­ствен­ни­ки.

9)  Из ли­сто­во­го ме­тал­ла не толь­ко де­ла­ют кор­пу­са машин и при­бо­ров, но и по­су­ду.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствие:

А)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым  — 7)  Стая ле­бе­дей ле­те­ли в тёплые края. КОР­РЕКТ­НО: 7)  Стая ле­бе­дей летела в тёплые края.

Б)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том  — 1)  Упо­треб­ляя ввод­ные слова, речь ста­но­вит­ся более эмо­ци­о­наль­ной. КОР­РЕКТ­НО: 1)  Когда вы упо­треб­ля­е­те ввод­ные слова, речь ста­но­вит­ся более эмо­ци­о­наль­ной.

В)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми  — 9)  Из ли­сто­во­го ме­тал­ла не толь­ко де­ла­ют кор­пу­са машин, но и по­су­ду. КОР­РЕКТ­НО: 9)  Из ли­сто­во­го ме­тал­ла де­ла­ют не толь­ко кор­пу­са машин, но и по­су­ду.

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том  — 4)  Наи­бо­лее древ­ней яв­ля­ет­ся пись­мен­ность шу­ме­ров, жив­шие в Меж­ду­ре­чье в Сред­ней Азии. КОР­РЕКТ­НО: 4)  Наи­бо­лее древ­ней яв­ля­ет­ся пись­мен­ность шу­ме­ров, живших в Меж­ду­ре­чье в Сред­ней Азии.

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния  — 3)  Сте­пан чув­ство­вал то, как всё тело ломит и от уста­ло­сти сли­па­ют­ся глаза. КОР­РЕКТ­НО: 3)  Сте­пан чув­ство­вал, как всё тело ломит и от уста­ло­сти сли­па­ют­ся глаза.

Нет оши­бок в пред­ло­же­ни­ях 2, 5, 6, 8.

 

Ответ: 71943.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 23.03.2023. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ:
Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 0C92F7