Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 26 № 51019
i

(1)Когда я начал учить­ся в гим­на­зии, мне было лет один­на­дцать. (2)Всего один­на­дцать лет от­де­ля­ли меня от моего не­су­ще­ство­ва­ния в мире, а я уже был в фор­мен­ной фу­раж­ке, в ту­жур­ке, пе­ре­хва­чен­ной ко­жа­ным по­я­сом с ме­тал­ли­че­ской бля­хой по­се­ре­ди­не жи­во­та. (3)Уже я стоял перед гео­гра­фи­че­ской кар­той двух по­лу­ша­рий, смот­рел на ли­ло­вые мно­го­уголь­ни­ки ко­ло­ний, на ра­ко­ви­ну Ма­да­га­ска­ра, читал и по­ни­мал слово «Ве­ли­ко­бри­та­ния». (4)Уже я писал го­ти­че­ские не­мец­кие буквы, уже думал о ге­ро­ях ис­то­рии, ко­то­рые были до меня  — до моих один­на­дца­ти лет…

 

(5)Как я вос­при­ни­мал то об­сто­я­тель­ство, что я живу ещё не­мно­го, начал жить ещё очень не­дав­но? (6)Я этого об­сто­я­тель­ства во­об­ще не вос­при­ни­мал. (7)Ско­рее, дру­гие мне го­во­ри­ли, что я ма­лень­кий. (8)Сам я, по­вто­ряю, этого не чув­ство­вал, об этом не раз­мыш­лял. (9)Я не думал о том, что можно быть каким-ни­будь дру­гим, кроме того, кем я был. (10)Если мне хо­те­лось быть взрос­лым, то я думал не о фи­зи­че­ских из­ме­не­ни­ях, а толь­ко о тех воз­мож­но­стях, ко­то­рые даны взрос­ло­му: не го­то­вить уроки, есть сколь­ко хо­чешь пи­рож­ных. (11)Я был че­ло­век, про­сто че­ло­век, не зная о себе, что я ма­лень­кий, что толь­ко не­дав­но явил­ся в мир, что расту, узнаю, по­сти­гаю и тому по­доб­ное. (12)Имен­но  — я был про­сто че­ло­век…

 

(13)Я думал, что после окон­ча­ния гим­на­зии я куплю ве­ло­си­пед и со­вер­шу на нём по­езд­ку по Ев­ро­пе. (14)Пер­вая ми­ро­вая война ещё не на­чи­на­лась, ещё всё было очень ста­рин­но: сол­да­ты в чёрных мун­ди­рах с крас­ны­ми по­го­на­ми, зве­ри­нец на Ку­ли­ко­вом поле с одним львом, го­во­ря­щая го­ло­ва в зер­каль­ном ящике в ба­ла­га­не. (15)Ещё бы­ва­ла пер­вая лю­бовь, когда де­воч­ка смот­ре­ла на тебя с бал­ко­на, и ты думал, не урод­лив ли ты. (16)Ещё отец де­воч­ки, моряк в па­рад­ном мун­ди­ре, гремя па­ла­шом*, шёл тебе нав­стре­чу и от­ве­чал тебе на по­клон, от­че­го ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обе­зу­мев­ший от сча­стья. (17)Ещё про­да­ва­ли из-за зелёного при­лав­ка квас по две ко­пей­ки за ста­кан, и ты воз­вра­щал­ся после игры в фут­бол, неся в ушах звон мяча…

 

(18)Я не купил ве­ло­си­пе­да и не со­вер­шил пу­те­ше­ствия по Ев­ро­пе. (19)Горел Вер­ден, Рейм­ский собор, в ко­то­ром в своё время вен­ча­лась с фран­цуз­ским королём дочь Яро­сла­ва Муд­ро­го. (20)По­яви­лись пер­вые танки, и впер­вые аэро­пла­ны стали сбра­сы­вать бомбы. (21)Од­на­ко в му­зе­ях по-преж­не­му ви­се­ли не­обык­но­вен­ные кар­ти­ны, пре­крас­ные, как де­ре­вья на за­ка­те. (22)Во сне я ино­гда вижу своё пре­бы­ва­ние в Ев­ро­пе, ко­то­ро­го ни­ко­гда не было. (23)Чаще всего мне снит­ся Кра­ков в виде стены, иду­щей квер­ху вдоль до­ро­ги, ста­рой стены, с ко­то­рой сви­са­ют рас­те­ния, сту­ча­щие по ней вет­ка­ми и ше­ле­стя­щие цве­та­ми…

 

(24)Уди­ви­тель­ная ра­бо­та вос­по­ми­на­ния. (25)Мы вспо­ми­на­ем нечто по со­вер­шен­но не­из­вест­ной нам при­чи­не. (26)Ска­жи­те себе: «Вот сей­час я вспом­ню что-ни­будь из дет­ства», за­крой­те глаза и ска­жи­те это. (27)Вспом­нит­ся нечто со­вер­шен­но не­пред­ви­ден­ное вами. (28)Уча­стие воли здесь ис­клю­че­но. (29)Кар­ти­на за­жи­га­ет­ся, включённая ка­ки­ми-то ин­же­не­ра­ми по­за­ди ва­ше­го со­зна­ния.

 

(30)Какая чу­дес­ная вещь  — сво­бо­да вос­по­ми­на­ний! (31)Какая пре­лесть в том, что они по­яв­ля­ют­ся, как им угод­но, и никак мы не можем за­ста­вить себя вспом­нить имен­но это, а не дру­гое. (32)Ра­зу­ме­ет­ся, есть точ­ная за­ко­но­мер­ность этого воз­ник­но­ве­ния, но  —дудки  — мы её ни­ко­гда не поймём.

 

(33)Так, вспо­ми­наю я, как вышли мы в море на яхте «Увле­че­ние». (34)Мы  — это зна­ме­ни­тый одес­ский врач Егор Сте­па­но­вич Гла­вче, его приёмный сын Ан­д­ронь­ка и я, ма­лень­кий маль­чик Юра. (35)Долго сле­до­ва­ло бы опи­сы­вать яхту: она плос­кая, вы почти не воз­вы­ша­е­тесь над водой  — длин­ная, узкая, ле­тя­щая. (36)Нет, это на­столь­ко пло­хое опи­са­ние, что оно сво­ра­чи­ва­ет­ся. (37)Вос­по­ми­на­ния не по­сле­ду­ет, толь­ко опи­шем, как при нашем воз­вра­ще­нии го­ре­ла вдали ог­ня­ми Одес­са, по­ки­ну­тая нами утром, как, ка­за­лось, пе­ре­бе­га­ют с места на место огни, ис­че­за­ют, опять за­го­ра­ют­ся, как дышит и ходит всё это поле огней…

 

(38)Нет, и это вос­по­ми­на­ние, как видно, не по­лу­чит­ся! (39)Как ти­хонь­ко под са­мы­ми паль­ца­ми, ко­то­рые вы опус­ка­ли в воду, ро­ко­та­ло и бе­жа­ло ат­лас­ное море, ро­ко­та­ло и бе­жа­ло, тёмное, бе­жа­ло нав­стре­чу нам низко-низко под бор­том яхты, на рас­сто­я­нии локтя  — ещё од­но­го локтя, по­то­му что вы си­де­ли об­ло­ко­тив­шись…

 

(40)Я ещё люблю вспо­ми­нать. (41)Я мало что знаю о жизни. (42)Но мне боль­ше всего нра­вит­ся, что в ней есть звери, боль­шие и ма­лень­кие, что в ней есть звёзды, вы­пук­ло и свер­ка­ю­ще смот­ря­щие на меня с яс­но­го неба, что в ней есть де­ре­вья, пре­крас­ные, как кар­ти­ны, и ещё мно­гое и мно­гое…

 

(По Ю. К. Олеше*)

 

* Юрий Кар­ло­вич Олеша (1899–1960)  — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, поэт и дра­ма­тург, жур­на­лист, ки­но­сце­на­рист.

 

_____________________________________

 

* Палаш  — ру­бя­щее и ко­лю­щее руч­ное ору­жие с длин­ным пря­мым клин­ком.

Среди пред­ло­же­ний 24–32 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лек­си­че­ско­го по­вто­ра, лич­но­го ме­сто­име­ния и од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ука­зан­ная связь есть между пред­ло­же­ни­я­ми 30 и 31:

(30)Какая чу­дес­ная вещь  — сво­бо­да вос­по­ми­на­ний! (31)Какая пре­лесть в том, что они по­яв­ля­ют­ся, как им угод­но, и никак мы не можем за­ста­вить себя вспом­нить имен­но это, а не дру­гое.

Какая  — лек­си­че­ский по­втор; лич­ное ме­сто­име­ние «они» это слово «вос­по­ми­на­ний» из пред­ло­же­ния 30; од­но­ко­рен­ные слова «вос­по­ми­на­ний» в 30-м и «вспом­нить» в 31.

 

Лич­ное ме­сто­име­ние «мы» в 25-м не свя­зы­ва­ет его с 24-м пред­ло­же­ни­ем, так как ни­че­го не за­ме­ня­ет. В за­да­нии нет цели найти нуж­ное ме­сто­име­ние, оно долж­но быть свя­зу­ю­щим зве­ном.

 

Ответ: 31.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2020 (4).
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: обыч­ная
Правило: 26 ЕГЭ. Ло­ги­ко-смыс­ло­вые от­но­ше­ния между пред­ло­же­ни­я­ми (фраг­мен­та­ми) тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 26 ЕГЭ: ЛО­ГИ­КО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ МЕЖДУ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИ­Я­МИ В ТЕК­СТЕ

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты:

  • Ло­ги­ко-смыс­ло­вые от­но­ше­ния между пред­ло­же­ни­я­ми в тек­сте.

Не­об­хо­ди­мый ма­те­ри­ал по теме:

 

Усло­вие (за­да­ние банка ФИПИ):

Среди пред­ло­же­ний 11-18 най­ди­те такое (ие) , ко­то­рое (ые) свя­за­но(ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, на­ре­чия и од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер(а) пред­ло­же­ния(ий).

 

В за­ви­си­мо­сти от усло­вия в ответ за­пи­сы­ва­ют­ся номер или но­ме­ра пред­ло­же­ния(ий) без про­бе­лов и зна­ков пре­пи­на­ния, на­при­мер, 1218. По­ря­док за­пи­си но­ме­ров не имеет зна­че­ния.

 

Ком­мен­та­рий:

Для вы­пол­не­ний за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны уметь:

  • опре­де­лять са­мо­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи и их формы по зна­че­нию и ос­нов­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам;
  • рас­по­зна­вать ме­сто­име­ния, на­ре­чия раз­ных лек­си­ко-грам­ма­ти­че­ских раз­ря­дов и их мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки; раз­ли­чать слова ка­те­го­рии со­сто­я­ния и на­ре­чия;
  • рас­по­зна­вать пред­ло­ги, ча­сти­цы и союзы раз­ных раз­ря­дов;
  • опре­де­лять роль ча­стей речи в тек­сте с точки зре­ния их ис­поль­зо­ва­ния как средств связи слов, ча­стей пред­ло­же­ния, пред­ло­же­ний в струк­ту­ре тек­ста, аб­за­цев.

 

В 2024 году к этому за­да­нию ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

При вы­пол­не­нии за­да­ния не­об­хо­ди­мо учесть ос­нов­ные под­хо­ды к его раз­ра­бот­ке:

  1. Пер­вое пред­ло­же­ние в ука­зан­ном в за­да­нии диа­па­зо­не не может войти в пра­виль­ный ответ. Оно нужно лишь для того, чтобы уста­но­вить связь по­сле­ду­ю­ще­го пред­ло­же­ния с дан­ным пред­ло­же­ни­ем.
  2. По­ка­зать ком­мен­та­рий РЕШУ

     

    Пом­ни­те, что преды­ду­щее — это НА ОДНО ВЫШЕ. Таким об­ра­зом, если ука­зан про­ме­жу­ток 11-18, то ис­ко­мое пред­ло­же­ние на­хо­дит­ся в пре­де­лах, обо­зна­чен­ных в за­да­нии, и вер­ным НЕ может быть ответ 11, даже если это пред­ло­же­ние свя­за­но с 10-м теми сред­ства­ми, ко­то­рые ука­за­ны в за­да­нии

     

  3. Пред­по­ла­га­ет­ся, что при ука­за­нии средств связи в этом за­да­нии ЕГЭ по рус­ско­му языку каж­дое сред­ство связи за­креп­ля­ет­ся за от­дель­ным сло­вом.
  4.  

  5. Как пра­ви­ло, за­да­ние тре­бу­ет от­сле­дить связь по­сле­ду­ю­ще­го пред­ло­же­ния с преды­ду­щим. Од­на­ко ино­гда встре­ча­ет­ся фор­му­ли­ров­ка «с преды­ду­щи­ми».
  6.  

  7. Очень важно: в пра­виль­ном от­ве­те ука­зы­ва­ет­ся(-ются) толь­ко номер(а) пред­ло­же­ний, ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим(и). Номер(а) же преды­ду­ще­го(-их) пред­ло­же­ния(-ний) не фик­си­ру­ет­ся(-ются). В про­тив­ном слу­чае ответ будет при­знан не­пра­виль­ным.
  8.  

  9. Пра­виль­ный ответ «по умол­ча­нию», апри­о­ри под­ра­зу­ме­ва­ет на­ли­чие толь­ко ука­зан­ных в за­да­нии средств связи и от­сут­ствие иных средств связи. На­при­мер, при вы­пол­не­нии за­да­ния

    Среди пред­ло­же­ний 38–43 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи си­но­ни­мов и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий) на ос­но­ве сле­ду­ю­ще­го тек­ста

    (38) Зачем нужен страх с био­ло­ги­че­ской точки зре­ния, по­нят­но  — сра­ба­ты­ва­ет ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния. (39) Но страх не­об­хо­дим и для раз­ви­тия лич­но­сти. (40) Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что по­беж­дать. (41) Сме­лость   — это не бес­стра­шие, а уме­ние по­беж­дать ами­гда­лу. ( 42)Тру­сость  — на­о­бо­рот. (43) Когда ами­гда­ла по­беж­да­ет тебя.

    пра­виль­ным от­ве­том яв­ля­ет­ся толь­ко пред­ло­же­ние 40, по­сколь­ку в пред­ло­же­нии 39, кроме си­но­ни­мов и лек­си­че­ско­го по­вто­ра, при­сут­ству­ет ещё и союз как сред­ство связи.

  10.  

    По­ка­зать ком­мен­та­рий РЕШУ

     

    Си­но­ни­мы: «нужен» «не­об­хо­дим», по­втор слово «страх»

     

     

  11. При этом такие сред­ства связи, как един­ство видо-вре­мен­ных форм гла­го­ла, слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы, син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, ана­фо­ра, эпи­фо­ра, в за­да­нии не рас­смат­ри­ва­ют­ся / не учи­ты­ва­ют­ся.
  12.  

  13. В рам­ках за­да­ния ЕГЭ по рус­ско­му языку чётко раз­во­дят­ся сле­ду­ю­щие по­ня­тия: лек­си­че­ский по­втор как по­втор слова в аб­со­лют­но оди­на­ко­вой форме (мама  — мама; он  — он) и ис­поль­зо­ва­ние форм(ы) слов(а) как сред­ства связи (мама  — маму; они  — они). По­вто­ря­ю­ще­е­ся слово долж­но вы­сту­пать имен­но как сред­ство связи.
  14.  

  15. В ос­но­ве лек­си­че­ско­го по­вто­ра ‒ ис­поль­зо­ва­ние слов толь­ко са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи, вклю­чая ме­сто­име­ния (они – они).
  16.  

  17. При этом гла­го­лы, при­ча­стия и де­е­при­ча­стия в силу не­од­но­знач­ной трак­тов­ки яв­ле­ний (од­но­ко­рен­ные слова или формы од­но­го и того же слова) в за­да­нии не ис­поль­зу­ют­ся.

    На­при­мер: пи­лить  — пи­ля­щий; рас­ко­лоть  — рас­ко­ло­тый; спи­лив­ший  — спи­лен­ный; рас­пи­лить  — рас­пи­лив.

  18.  

  19. «Он» и «они» яв­ля­ют­ся раз­ны­ми сло­ва­ми, а не фор­ма­ми од­но­го и того же слова.
  20.  

  21. Учи­ты­ва­ет­ся яв­ле­ние грам­ма­ти­че­ских ва­ри­ан­тов. На­при­мер, её – (у) неё, ею – ей. Такие сло­во­упо­треб­ле­ния также счи­та­ют­ся лек­си­че­ским по­вто­ром при усло­вии, что оба ме­сто­име­ния от­не­се­ны к од­но­му и тому же лицу.
  22.  

  23. Слово «им» может быть мор­фо­ло­ги­че­ским омо­ни­мом. На­при­мер, дан фраг­мент тек­ста:

    И к за­ко­нам этим надо при­слу­ши­вать­ся, к ним можно при­спо­со­бить­ся, в их живой поток надо войти, по­ви­ну­ясь им, но не тре­буя от них по­ви­но­ве­ния... А когда он на­ста­нет, этот ра­дост­ный миг жизни, надо его бе­речь, ограж­дать, лю­бить; всё за­быть и жить им одним, как за­мкну­тым, крат­ко­вре­мен­ным, но пре­лест­ным ми­ро­зда­ньи­цем...

    По­втор «им» в дан­ном кон­тек­сте яв­ля­ет­ся фор­маль­ным по­вто­ром оди­на­ко­во зву­ча­щих слов. В одном пред­ло­же­нии «им» вы­сту­па­ет как па­деж­ная форма лич­но­го ме­сто­име­ния «они», а в дру­гом  — как па­деж­ная форма лич­но­го ме­сто­име­ния «он». То же самое ка­са­ет­ся слов «ним» и «им». Это не формы од­но­го и того же слова, так как слова в кон­тек­сте раз­ные, сле­до­ва­тель­но, они не иг­ра­ют роли средств связи пред­ло­же­ний в тек­сте.

  24.  

  25. Очень важно: лич­ное ме­сто­име­ние толь­ко тогда яв­ля­ет­ся сред­ством связи, когда за­ме­ня­ет су­ще­стви­тель­ное из преды­ду­ще­го пред­ло­же­ния.

    На­при­мер, во фраг­мен­те,

    (5) В самом деле, где же эта шка­тул­ка и ле­жа­щие в ней ты­ся­чи? (6) Её, пред­ставь­те себе, не было! (7) Да, да, её-то одной толь­ко и не было ни в ком­на­тах между внесёнными ве­ща­ми, ни в по­воз­ке – сло­вом, нигде…

    пра­виль­ным от­ве­том будет толь­ко пред­ло­же­ние 6. В пред­ло­же­нии 7 слово «её» вы­сту­па­ет в ка­че­стве лек­си­че­ско­го по­вто­ра.

    При­ведём ещё один при­мер:

    (1) Вот и всё объ­яс­не­ние. (2) Для меня лично оно ос­но­ва­тель­но. (3) В меру воз­мож­но­стей сле­дую ему, по­ни­мая свою малую силу.

    Пра­виль­ный ответ  — толь­ко пред­ло­же­ние 2. А пред­ло­же­ние 3 свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи та­ко­го сред­ства, как форма од­но­го и того же слова.

  26.  

  27. При­тя­жа­тель­ное ме­сто­име­ние может за­ме­нить либо имя су­ще­стви­тель­ное, либо дру­гое лич­ное ме­сто­име­ние. На­при­мер, во фраг­мен­те

    (11) Юрий Вик­то­ро­вич Под­лип­чук школь­ных учеб­ни­ков не при­зна­вал. (12) Учи­лись мы по кон­спек­там его вдох­но­вен­ных лек­ций, ко­то­рые то­роп­ли­во за­пи­сы­ва­ли не­уме­лой рукой (всё-таки не сту­ден­ты, де­вя­тый класс). (13) Ещё счи­та­лось важ­ным знать тек­сты, то есть соб­ствен­но ли­те­ра­ту­ру (при этом До­сто­ев­ский, на­при­мер, тре­бо­вал­ся почти весь, вплоть до «Бра­тьев Ка­ра­ма­зо­вых»). (14) Сей­час уже не вспом­нить всего, что он го­во­рил и как объ­яс­нял, какие имена по­пут­но всплы­ва­ли. (15) Его эру­ди­ция и на­чи­тан­ность были фе­но­ме­наль­ны

    пра­виль­ным от­ве­том будут пред­ло­же­ния 12 и 15.

  28.  

    По­ка­зать ком­мен­та­рий РЕШУ

     

    в 12-м при­тя­жа­тель­ное ме­сто­име­ние «его» (лек­ций) (чьи? Юрия Пет­ро­ви­ча из 12-го); в 15-м снова чья на­чи­тан­ность? «его» (за­ме­ня­ет ме­сто­име­ние он в 14 пред­ло­же­нии). Если труд­но по­нять раз­ни­цу между при­тя­жа­тель­ным и лич­ным ме­сто­име­ни­я­ми, по­чи­тай­те Ме­сто­име­ние как часть речи

     

    Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Кон­текст­ные си­но­ни­мы и ан­то­ни­мы  — это, как пра­ви­ло, слова одной и той же части речи, но не все­гда в одной и той же форме. Ис­клю­че­ния могут со­став­лять ме­сто­име­ния, пе­ри­фра­зы, фра­зео­ло­гиз­мы, со­от­но­си­мые со сло­ва­ми опре­делённой части речи.

     

    Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Кон­текст­ны­ми си­но­ни­ма­ми могут быть и имена соб­ствен­ные. На­при­мер, «Вася» и «Кор­жик» (клич­ка Васи).

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 4 (D7380A); 3AC46F
1
Тип 23 № 51016
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Когда рас­сказ­чик учил­ся в гим­на­зии, он ни­ко­гда не го­то­вил уро­ков.

2)  В дет­стве рас­сказ­чик не раз­мыш­лял о своём воз­расте.

3)  Пер­вая ми­ро­вая война по­ме­ша­ла сбыть­ся дет­ским меч­там рас­сказ­чи­ка.

4)  Ра­бо­та вос­по­ми­на­ний уди­ви­тель­на: мы все­гда можем вспом­нить то, что за­хо­тим.

5)  Вос­по­ми­на­ния всплы­ва­ют в нашем во­об­ра­же­нии вне за­ви­си­мо­сти от во­ле­вых уси­лий.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2020 (4).

2
Тип 24 № 51017
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 5, 6 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  В пред­ло­же­нии 10 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 16 и 17 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 30–32 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 35 со­дер­жит эле­мен­ты опи­са­ния.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2020 (4).

3
Тип 25 № 51018
i

Из пред­ло­же­ний 13–16 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2020 (4).

4
Тип 27 № 55403
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «По­че­му сво­бо­да вос­по­ми­на­ний  — чу­дес­ная вещь? »

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


5
Тип Д28 № 51020
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«В вос­по­ми­на­ни­ях Ю. К. Олеша ри­су­ет кар­ти­ны счаст­ли­во­го дет­ства, когда он по­сти­гал мир и искал своё место в нём. Об­раз­ность и эмо­ци­о­наль­ность тек­сту при­да­ют раз­но­об­раз­ные ху­до­же­ствен­ные сред­ства, среди ко­то­рых троп  — (А)__________ («чу­дес­ная вещь» в пред­ло­же­нии 30, «ат­лас­ное море» в пред­ло­же­нии 39) и приём  — (Б)__________ (пред­ло­же­ния 15, 16, 17). Троп  — (В)__________ («пе­ре­бе­га­ют с места на место огни», «дышит и ходит всё это поле огней» в пред­ло­же­нии 37) и приём  — (Г)__________ (пред­ло­же­ния 20–21)  — по­мо­га­ют чи­та­те­лю осо­знать, сколь­ко бед и горя несёт людям война, как она раз­ру­ша­ет их планы, мечты, на­деж­ды».

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  оли­це­тво­ре­ние

3)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

4)  ввод­ные слова

5)  фра­зео­ло­гизм

6)  ана­фо­ра

7)  про­ти­во­по­став­ле­ние

8)  пар­цел­ля­ция

9)  срав­не­ние

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2020 (4).

6
Тип Д27 C27 № 51075
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). По­яс­ни­те зна­че­ние каж­до­го при­ме­ра и ука­жи­те смыс­ло­вую связь между ними.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2020 (4).