Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 51065
i

(1)Ба­зар­ный Сыз­ган. (2)Я за­пом­нил эту стан­цию из-за од­но­го пу­сто­го слу­чая. (3)Мы про­сто­я­ли на за­пас­ных путях в Сыз­га­не всю ночь. (4)Была вьюга. (5)К утру поезд сплошь за­ле­пи­ло сне­гом. (6)Я пошёл со своим со­се­дом по ва­го­ну Ни­ко­ла­шей Руд­не­вым в вок­заль­ный буфет ку­пить ба­ра­нок.

(7)Как все­гда после вьюги, воз­дух был прон­зи­тель­но чист и кре­пок.

(8)В бу­фе­те было пусто. (9)По­жел­тев­шие от хо­ло­да цветы гор­тен­зии сто­я­ли на длин­ном столе, по­кры­том клеёнкой. (10)Пахло го­ре­лым луком и кофе.

(11)Кур­но­сая де­вуш­ка в фар­ту­ке по­верх ка­ца­вей­ки си­де­ла, при­го­рю­нив­шись, за сто­ли­ком и смот­ре­ла на маль­чи­ка с зем­ли­стым лицом. (12)Шея у маль­чи­ка была длин­ная, про­зрач­ная и истёртая до крови во­ро­том ар­мя­ка. (13)Ред­кие льня­ные во­ло­сы па­да­ли на лоб.

(14)Маль­чик, под­жав под стол ноги в от­та­яв­ших опор­ках, пил чай из гли­ня­ной круж­ки. (15)Он от­ла­мы­вал от ломтя ржа­но­го хлеба боль­шие куски, потом со­би­рал со стола крош­ки и вы­сы­пал их себе в рот.

(16)Мы ку­пи­ли ба­ра­нок, сели к сто­ли­ку и за­ка­за­ли чай. (17)За до­ща­той пе­ре­го­род­кой буль­кал за­ки­пав­ший са­мо­вар. (18)Кур­но­сая де­вуш­ка при­нес­ла нам чай с вя­лы­ми лом­ти­ка­ми ли­мо­на, кив­ну­ла на маль­чи­ка в ар­мя­ке

и ска­за­ла:

— Я его все­гда корм­лю. (19)От себя, а не от бу­фе­та. (20)Он ми­ло­сты­ней пи­та­ет­ся. (21)По по­ез­дам, по ва­го­нам.

(22)Маль­чик выпил чай, пе­ре­вер­нул круж­ку, встал, пе­ре­кре­стил­ся, не­есте­ствен­но вы­тя­нул­ся и, глядя оста­но­вив­ши­ми­ся гла­за­ми за ши­ро­кое вок­заль­ное окно, запел. (23)Пел он, оче­вид­но, чтобы от­бла­го­да­рить сер­до­боль­ную де­вуш­ку. (24)Пел вы­со­ким, скорб­ным го­ло­сом, и в ту пору песня этого маль­чи­ка по­ка­за­лась мне луч­шим вы­ра­же­ни­ем сирой де­ре­вен­ской Рос­сии. (25)Из слов его песни я за­пом­нил очень не­мно­го.

...(26)Схо­ро­нил её

во сыром бору,

во сыром бору

под ко­ло­дою,

под ко­ло­дою,

под ду­бо­вою...

(27)Я не­воль­но перевёл взгляд туда, куда смот­рел маль­чик. (28)Сне­го­вая до­ро­га сбе­га­ла в овраг между за­ин­де­ве­лы­ми ку­ста­ми ореш­ни­ка. (29)За овра­гом, за со­ло­мен­ны­ми кры­ша­ми ови­нов вился струй­ка­ми к се­рень­ко­му, за­стен­чи­во­му небу дым из печей. (30)Тоска была в гла­зах у маль­чи­ка  — тоска по такой вот косой избе, ко­то­рой у него нет, по ши­ро­ким лав­кам вдоль стен, по трес­нув­ше­му и скле­ен­но­му бу­ма­гой окош­ку, по за­па­ху го­ря­че­го ржа­но­го хлеба с при­го­рев­ши­ми к донцу уголь­ка­ми.

(31)Я по­ду­мал: как мало в конце кон­цов нужно че­ло­ве­ку для сча­стья, когда сча­стья нет, и как много нужно, как толь­ко оно по­яв­ля­ет­ся.

(32)С тех пор я по­м­но­гу живал в де­ре­вен­ских избах и по­лю­бил их за туск­лый блеск бре­вен­ча­тых стен, запах золы и за их су­ро­вость. (33)Она была срод­ни таким зна­ко­мым вещам, как клю­че­вая вода, лу­кош­ко из лыка или не­взрач­ные цветы кар­тош­ки.

(34)Без чув­ства своей стра­ны  — осо­бен­ной, очень до­ро­гой и милой в каж­дой её ме­ло­чи  —нет на­сто­я­ще­го че­ло­ве­че­ско­го ха­рак­те­ра. (35)Это чув­ство бес­ко­рыст­но и на­пол­ня­ет нас ве­ли­ким ин­те­ре­сом ко всему. (36)Алек­сандр Блок на­пи­сал в дав­ние тяжёлые годы:

Рос­сия, нищая Рос­сия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни вет­ро­вые  —

Как слёзы пер­вые любви!

(37)Блок был прав, ко­неч­но. (38)Осо­бен­но в своём срав­не­нии. (39)По­то­му что нет ни­че­го че­ло­веч­нее слёз от любви, нет ни­че­го, что бы так силь­но и слад­ко раз­ры­ва­ло серд­це. (40)И нет ни­че­го омер­зи­тель­нее, чем рав­но­ду­шие че­ло­ве­ка к своей стра­не, её про­шло­му, на­сто­я­ще­му и бу­ду­ще­му, к её языку, быту, к её лесам и полям, к её се­ле­ни­ям и людям, будь они гении или де­ре­вен­ские са­пож­ни­ки.

(41)В те годы, во время служ­бы моей на са­ни­тар­ном по­ез­де, я впер­вые ощу­тил себя рус­ским до по­след­ней про­жил­ки. (42)Я слов­но рас­тво­рил­ся в на­род­ном раз­ли­ве, среди сол­дат, ра­бо­чих, кре­стьян, ма­сте­ро­вых.

(43)От этого было очень уве­рен­но на душе. (44)Даже война не бро­са­ла ни­ка­кой тре­вож­ной тени на эту уве­рен­ность. «(45)Велик Бог земли рус­ской,  — любил го­во­рить Ни­ко­ла­ша Руд­нев.  —(46)Велик гений рус­ско­го на­ро­да! (47)Никто не смо­жет со­гнуть нас в ба­ра­ний рог. (48)Бу­ду­щее  — за нами!»

(49)Я со­гла­шал­ся с Руд­не­вым. (50)В те годы Рос­сия пред­ста­ла пе­ре­до мной толь­ко в об­ли­ке сол­дат, кре­стьян, де­ре­вень с их скуд­ны­ми до­стат­ка­ми и щед­рым горем. (51)Впер­вые я уви­дел мно­гие рус­ские го­ро­да и фаб­рич­ные по­са­ды, и все они сли­лись сво­и­ми об­щи­ми чер­та­ми в моём со­зна­нии и оста­ви­ли после себя лю­бовь к тому ти­пич­но­му, чем они были на­пол­не­ны.

 

(По К. Г. Па­у­стов­ско­му*)

 

* Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич Па­у­стов­ский (1892–1968)  — из­вест­ный рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, клас­сик оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 7–10 пред­став­ле­но опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 16–18 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 27–29 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 39 ука­зы­ва­ет на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 37.

5)  Пред­ло­же­ние 46 со­дер­жит эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ное суж­де­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1)  В пред­ло­же­ни­ях 7–10 пред­став­ле­но опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 16–18 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 46 со­дер­жит эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ное суж­де­ние.

Не­вер­ны­ми яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния, так как

3)  В пред­ло­же­ни­ях 27–29 пред­став­ле­но НЕ рас­суж­де­ние, а опи­са­ние +по­вест­во­ва­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 39 ука­зы­ва­ет не на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 37, а на при­чи­ну (По­че­му был прав Блок? По­то­му что..)

 

Ответ: 125.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (6).
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: по­вы­шен­ная
Правило: 24 ЕГЭ. Функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи

ЗА­ДА­НИЕ 24. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Ос­нов­ных функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типы речи три:

 

По­вест­во­ва­ние — рас­сказ о со­бы­ти­ях, сме­ня­ю­щих друг друга. Для него ха­рак­тер­ны гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида (что сде­лал?), пе­ре­ход от од­но­го дей­ствия к дру­го­му, на­ли­чие диа­ло­га.

Карло вошёл в ка­мор­ку, сел на един­ствен­ный стул и, по­вер­тев и так и этак по­ле­но, начал ножом вы­ре­зать из него куклу. Пер­вым делом он вы­ре­зал на по­ле­не во­ло­сы, потом — лоб, потом — глаза… Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, ту­ло­ви­ще, руки… (по А. Тол­сто­му).

 

Опи­са­ние — ста­тич­ная кар­ти­на. Ха­рак­тер­ны гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида (как на за­стыв­шем фото), при­ла­га­тель­ные и любые дру­гие эпи­те­ты, пе­ре­ход от одной грани опи­сы­ва­е­мо­го к дру­гой.

На левой руке про­дав­ца сидит кро­шеч­ный весёлый фокс­те­рьер­чик. Он не­обы­чай­но мал и мил. Глаз­ки его за­дор­но бле­стят, ми­ни­а­тюр­ные ла­поч­ки на­хо­дят­ся в не­пре­рыв­ном дви­же­нии. Фокс­те­рьер сде­лан из какой-то белой ма­те­рии, глаза — из ли­то­го стек­ла (по А. Куп­ри­ну).

 

Рас­суж­де­ние — раз­мыш­ле­ние о про­бле­ме, мысли вслух. Ха­рак­тер­но на­ли­чие во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных слов, пе­ре­ход от те­зи­са к до­ка­за­тель­ствам.

По сво­е­му ха­рак­те­ру он плю­нул бы на это дело, замял и уехал бы, но в об­ла­сти уже знали, и че­ло­ве­ка надо было пред­ста­вить. Живым, а лучше мёртвым — за ока­за­ние со­про­тив­ле­ния. «Это надо сде­лать кровь из носу, ты что, не вру­ба­ешь­ся!..» — орал из об­ла­сти зам по опе­ра­тив­ной, ко­то­ро­му, видно, са­мо­му здо­ро­во до­ста­лось. Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу и так всё ясно было его место из-за бег­ло­го Ко­бя­ка па­да­ло в цене и могло быть от­да­но толь­ко кому-то мест­но­му. Ин­те­рес­но, Се­ми­хват­ско­му с Гни­дю­ком пред­ла­га­ли? А может, и обоим для кон­ку­рен­ции, раз­мыш­лял Алек­сандр Ми­ха­лыч... (В. Ре­ми­зов «Воля воль­ная»)

 

Ин­фор­ма­ция ФИПИ для уча­щих­ся

За­да­ние 24 (в де­мо­вер­сии про­шлых лет – за­да­ние 23) тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные (или оши­боч­ные) ха­рак­те­ри­сти­ки ука­зан­ных фраг­мен­тов тек­ста с точки зре­ния типов речи. При­дер­жи­вай­тесь при ра­бо­те над за­да­ни­ем 24 сле­ду­ю­щих уста­но­вок.

1.  Пом­ни­те, что для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо «мед­лен­ное», не­од­но­крат­ное про­чте­ние обо­зна­чен­ных в за­да­нии фраг­мен­тов тек­ста. Для удоб­ства ра­бо­ты вы­де­ли­те в КИМ ана­ли­зи­ру­е­мые фраг­мен­ты тек­ста.

2.  Не стоит не­до­оце­ни­вать труд­ность за­да­ния и счи­тать, что оно про­ве­ря­ет ис­клю­чи­тель­но зна­ние типов речи.

Во-пер­вых, в чи­стом виде типы речи (по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние) встре­ча­ют­ся редко. По­это­му часто при­сут­ству­ет ком­би­на­ция сразу не­сколь­ких типов речи, что от­ра­жа­ет­ся в фор­му­ли­ров­ках, на­при­мер: в пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся ве­ду­щим); в пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся лишь вкрап­ле­ни­ем).

Во-вто­рых, за­да­ние рас­счи­та­но также на ра­бо­ту с ло­ги­ко-смыс­ло­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми между пред­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер:

— одно пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на при­чи­ну (или след­ствие) того, о чём го­во­рит­ся в дру­гом пред­ло­же­нии (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить слова «по­это­му», «так что», «по­то­му что»);

— одно пред­ло­же­ние слу­жит по­яс­не­ни­ем для дру­го­го пред­ло­же­ния (ре­ко­мен­ду­ем по­ста­вить между пред­ло­же­ни­я­ми слова а имен­но);

— одно пред­ло­же­ние про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию дру­го­му пред­ло­же­нию (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить союз а) и т.д.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Союз «а» в рус­ском языке не все­гда несёт функ­цию про­ти­во­по­став­ле­ния.

Вы­пол­нять за­да­ние 24 не­об­хо­ди­мо не на фор­маль­ном ос­но­ва­нии на­ли­чия или от­сут­ствия опре­делённого сред­ства связи, а на ос­но­ва­нии ре­аль­ных смыс­ло­вых от­но­ше­ний между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: (15) Че­ло­век спо­со­бен на все край­но­сти: увидя, что с по­лу­чен­ны­ми не­боль­ши­ми день­га­ми он не может вести жизнь, как пре­жде, он с горя может про­ку­тить вдруг то, что ему дано на дол­го­вре­мен­ное со­дер­жа­ние. (16) А по­то­му на­ставь­те его, как ему из­во­ро­тить­ся имен­но с той самой по­мо­щью, ко­то­рую вы при­нес­ли ему, объ­яс­ни­те ему ис­тин­ное зна­че­ние не­сча­стья, чтобы он видел, что оно по­сла­но ему затем, дабы он из­ме­нил преж­нее житие свое, дабы от­ны­не он стал уже не преж­ний, но как бы дру­гой че­ло­век и ве­ще­ствен­но, и нрав­ствен­но (в дан­ном слу­чае союз «а» не создаёт про­ти­во­по­став­ле­ния).

3.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и рас­суж­де­ние. Не до­пус­ка­ет­ся фор­маль­ный ана­лиз, на­при­мер: слово «рас­ска­зать» во фраг­мен­те не может быть по­во­дом счи­тать фраг­мент по­вест­во­ва­ни­ем. За­пом­ни­те: фор­маль­но-грам­ма­ти­че­ское от­ли­чие по­вест­во­ва­ния  — это на­ли­чие гла­го­лов. Если есть «дви­же­ние во вре­ме­ни»  — это по­вест­во­ва­ние. На­при­мер: Он встал, на­пра­вил­ся к пись­мен­но­му столу… Су­ще­ству­ет и дру­гой метод. Пред­ставь­те, что вы актёр. Если вы мо­же­те сыг­рать на­пи­сан­ное, то это по­вест­во­ва­ние, а если нет  — рас­суж­де­ние. Может по­мочь метод фо­то­ап­па­ра­та. Если у вас по­лу­ча­ет­ся сде­лать много фо­то­гра­фий (будто сни­ма­ет­ся ки­но­фильм), то это по­вест­во­ва­ние. Будь­те осто­рож­ны: к по­вест­во­ва­нию, как пра­ви­ло, не от­но­сит­ся речь о бу­ду­щем, услов­ное на­кло­не­ние. В таких слу­ча­ях фраг­мент пред­став­ля­ет собой всё-таки рас­суж­де­ние.

4.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. Опи­са­ние  — это изоб­ра­же­ние пред­ме­та (че­ло­ве­ка, по­ме­ще­ния, мест­но­сти и т.д.). Части речи, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии,  — су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида. Опи­са­ние яв­ля­ет­ся ста­тич­ной кар­тин­кой, по­это­му при по­пыт­ке пред­ста­вить себя фо­то­гра­фом у вас по­лу­чит­ся сде­лать толь­ко одну фо­то­гра­фию.

5.  — Не пу­тай­те опи­са­ние и рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это мысли, чув­ства, по­зи­ция ав­то­ра. Ос­нов­ные язы­ко­вые сред­ства рас­суж­де­ния  — ввод­ные кон­струк­ции, оце­ноч­ные слова. Метод фо­то­ап­па­ра­та при­ме­нить не­воз­мож­но. Рас­суж­де­ние  — это как бы за­кад­ро­вый голос к ки­но­филь­му. На­при­мер: Глав­ная пре­тен­зия к пьесе Гри­бо­едо­ва "Горе от ума", вы­ска­зы­ва­е­мая в раз­ное время не­за­ви­си­мо друг от друга Пуш­ки­ным и Бе­лин­ским, за­клю­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской не­со­об­раз­но­сти кон­флик­та. "Всё, что го­во­рит он, очень умно..."

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 2 (2D4D1D); 011D96
1
Тип 23 № 51064
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Бу­фет­чи­ца кор­ми­ла жив­ше­го ми­ло­сты­ней без­дом­но­го маль­чи­ка за счёт бу­фе­та.

2)  В гла­зах маль­чи­ка была тоска по тому, чего у него не было.

3)  По мне­нию рас­сказ­чи­ка, когда у че­ло­ве­ка нет сча­стья, ему очень много нужно, чтобы быть счаст­ли­вым.

4)  Рас­сказ­чик встре­тил­ся со своим со­се­дом по ва­го­ну в вок­заль­ном бу­фе­те.

5)  Без чув­ства род­ной стра­ны не может быть на­сто­я­ще­го че­ло­ве­че­ско­го ха­рак­те­ра.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (6).

2
Тип 25 № 51066
i

Из пред­ло­же­ний 28–31 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (6).

3
Тип 26 № 51067
i

Среди пред­ло­же­ний 36–41 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи со­чи­ни­тель­но­го союза, лек­си­че­ско­го по­вто­ра и од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (6).

4
Тип 27 № 55412
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Из чего скла­ды­ва­ет­ся на­сто­я­щий че­ло­ве­че­ский ха­рак­тер?»

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


5
Тип Д28 № 51068
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Пе­ре­дать мысли и чув­ства, вы­зван­ные у рас­сказ­чи­ка пес­ней маль­чи­ка, по­мо­га­ют троп  — (А)__________ («сер­до­боль­ную де­вуш­ку» в пред­ло­же­нии 23, «сирой… Рос­сии» в пред­ло­же­нии 24, «к се­рень­ко­му, за­стен­чи­во­му небу» в пред­ло­же­нии 29) и приём  — (Б)__________ (в пред­ло­же­ни­ях 36, 45–48). Вы­со­кую эмо­ци­о­наль­ность при­вно­сят в текст троп  — (В)__________ («Даже война не бро­са­ла… тени на эту уве­рен­ность» в пред­ло­же­нии 44) и приём  — (Г)__________ («нет ни­че­го» в пред­ло­же­ни­ях 39, 40)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  иро­ния

2)  ци­ти­ро­ва­ние

3)  про­фес­си­о­наль­ная лек­си­ка

4)  ме­та­фо­ра

5)  во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

6)  эпи­те­ты

7)  си­но­ни­мы

8)  лек­си­че­ский по­втор

9)  диа­лек­тиз­мы

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (6).

6
Тип Д27 C27 № 51222
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). По­яс­ни­те зна­че­ние каж­до­го при­ме­ра и ука­жи­те смыс­ло­вую связь между ними.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (6).