Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 51069
i

(1)Ан­дрей ро­дил­ся и рос в Ка­лу­ге. (2)На окра­и­не стоял бре­вен­ча­тый про­стор­ный дом. (3)Запах смолы не вы­вет­ри­вал­ся, не ухо­дил из него, хотя брёвна, из ко­то­рых он был сло­жен, были очень ста­рые.

(4)Когда при­хо­ди­ла весна, весь дом на­пол­нял­ся за­па­ха­ми земли, лист­вы, сада. (5)Ком­на­ты были про­хлад­ные, полы кра­ше­ные, чисто вы­мы­тые, а в рас­кры­тые окна бежал ветер.

(6)И те­перь, когда Ан­дрей стал взрос­лым, каж­дая новая весна несла ему эти не­за­бы­ва­е­мые за­па­хи его дет­ства  — земли, травы, ветра.

(7)Всё в мире от­кры­ва­ла Ан­дрею мать.

(8)«По­слу­шай, как тихо»,  — го­во­ри­ла она. (9)И он понял, что ти­ши­ну можно слу­шать.

(10)«Не за­жи­гай света, по­си­дим так»,  — про­си­ла она. (11)И он узнал, как хо­ро­шо по­су­мер­ни­чать и по­мол­чать вдвоём.

(12)Од­на­ж­ды позд­ней осе­нью они шли по лесу, по жёлтым лес­ным до­рож­кам. (13)Толь­ко выпал пер­вый снег  — тон­кий, ред­кий, слов­но не снег,

а из­мо­рось. (14)И вдруг мама ска­за­ла:

— По­смот­ри, берёзовые ли­стья как зо­ло­тые пя­та­ки на снегу. (15)Верно? (16)А кле­но­вые  — как будто след пти­чьей лапки. (17)А вот ду­бо­вый, рас­пла­стан­ный, по­гля­ди.

— (18)Как след мед­ве­дя!  — ска­зал Ан­дрей. (19)Мать от­ве­ти­ла ра­дост­ным сме­хом:

— Да, да! (20)Как будто мед­ведь прошёл!

(21)Да, ви­деть это, ра­до­вать­ся этому тоже на­учи­ла его она.

(22)Он не мог бы рас­ска­зать, как она вос­пи­ты­ва­ла его, он и не знал, что его «вос­пи­ты­ва­ют». (23)Од­на­ж­ды, вер­нув­шись из школы, он ска­зал:

— Мама, Елена Фёдо­ров­на го­во­рит: «Моск­вин, ты ведёшь себя при­мер­но, я по­ру­чаю тебе после уро­ков при­но­сить мне фа­ми­лии ребят, ко­то­рые плохо ведут себя на пе­ре­ме­не». (24)Что же мне де­лать? (25)Не стану я за­пи­сы­вать.

(26)Мать от­ве­ти­ла:

— От­че­го же? (27)Пиши! (28)Да толь­ко все­гда одну фа­ми­лию  —свою соб­ствен­ную.

(29)Ан­дрею стало ве­се­ло  — в самом деле, как хо­ро­шо и про­сто она при­ду­ма­ла.

(30)А в дру­гой раз было так. (31)Мать ра­бо­та­ла в саду  — она сама вы­ра­щи­ва­ла цветы: ран­ней вес­ной  — не­за­буд­ки, аню­ти­ны глаз­ки, летом  — розы и флок­сы, осе­нью  — астры и ге­ор­ги­ны.

(32)Вер­нув­шись из го­род­ско­го сада, где он играл с ре­бя­та­ми в ка­за­ки-раз­бой­ни­ки, Ан­дрей стоял и за­дум­чи­во гля­дел, как, сидя на кор­точ­ках, она ко­па­ет­ся в земле. (33)Оба мол­ча­ли.

(34)И вдруг, вски­нув на него глаза, она спро­си­ла с мяг­кой на­смеш­кой:

— А ты не устал сто­ять?

(35)Ему было тогда лет семь. (36)По­жа­луй, ни­ка­кой самый бес­по­щад­ный укор не за­пе­чат­лел­ся бы в его па­мя­ти так глу­бо­ко, как эти на­смеш­ли­вые слова.

(37)Од­на­ж­ды она рас­ска­за­ла Ан­дрею ис­то­рию ан­глий­ско­го ка­пи­та­на Скот­та, ко­то­рый от­крыл Южный полюс на пят­на­дцать дней позже нор­веж­ца Амунд­се­на. (38)Ан­дрея долго не остав­ля­ла мысль о том, как они шли об­рат­но  — пя­те­ро дру­зей по снеж­ной пу­сты­не на отя­же­лев­ших лыжах, об­ма­ну­тые в своей на­деж­де, в своей мечте. (39)По­ду­мать толь­ко: опоз­дать на пят­на­дцать дней!

(40)Он видел ка­пи­та­на, ко­то­рый, лёжа в па­лат­ке, око­че­нев­шей рукой вы­во­дил на бу­ма­ге по­след­ние слова дру­зьям и род­ным. (41)Их нашли мёрт­вы­ми. (42)Ка­жет­ся, через год. (43)Они ле­жа­ли так, как их за­ста­ла смерть,  — об­ма­ну­тые, обес­си­лен­ные, но не сдав­ши­е­ся. «(44)Тогда не было самолётов,  — думал Ан­дрей.  — (45)Я бы сел на самолёт и по­ле­тел бы к ним. (46)Я при­зем­лил­ся бы и  — вот она, па­лат­ка, я бегу, бегу туда, ноги вяз­нут

в снегу…»

— (47)Ка­пи­тан Скотт,  — го­во­рил он дрог­нув­шим го­ло­сом,  — вы спа­се­ны! (48)Я со­вет­ский лётчик! (49)Я при­ле­тел за вами!

— (50)Как я рад!  — от­ве­ча­ла за ка­пи­та­на Скот­та мама. (51)Этот ответ ка­зал­ся Ан­дрею лег­ко­мыс­лен­ным, он ожи­дал слов более вы­со­ких, кра­си­вых, тор­же­ствен­ных, а всё же он ра­до­вал­ся, что она так быст­ро, так легко вошла

в игру, не при­ди­ра­ет­ся, не го­во­рит: «Тогда ещё не было со­вет­ских лётчи­ков»,  — нет, ей ни­че­го не надо объ­яс­нять.

— (52)По­мо­ги­те моим дру­зьям,  — го­во­рит она.  — (53)Они вели себя му­же­ствен­но!

(54)Да, да! (55)Имен­но так дол­жен был от­ве­чать ка­пи­тан! (56)Пер­вое его слово не о себе  — о дру­зьях!

(57)И Ан­дрей давал от­важ­ным ис­сле­до­ва­те­лям ле­кар­ства, сажал их

в самолёт, и они ле­те­ли вы­со­ко над бес­край­ней снеж­ной рав­ни­ной.

(58)Проснув­шись утром, Ан­дрей слы­шал:

— Здрав­ствуй, милый!

(59)Так го­во­ри­ла она и про­во­ди­ла рукой по его щеке. (60)И звук этого го­ло­са он вы­зы­вал в своей па­мя­ти вся­кий раз, когда ему бы­ва­ло труд­но, уже много вре­ме­ни спу­стя после её смер­ти. (61)«Здрав­ствуй!»  — это слово озна­ча­ло, что на­чи­нал­ся день, что они будут вме­сте. (62)И сей­час, уже взрос­лым, уви­дев чашку с мо­ло­ком, он вспо­ми­нал ту, белую в крас­ных го­ро­ши­нах чашку, ко­то­рая ждала его когда-то на ку­хон­ном столе. (63)Придя из школы, он оста­нав­ли­вал­ся у по­ро­га и пе­ре­обу­вал­ся, чтобы не на­сле­дить

в ком­на­тах. (64)И го­ря­чая плита, и по­трес­ки­ва­нье дров, и чашка с мо­ло­ком,

и про­стое слово «Здрав­ствуй!»  — всё это на­пол­ня­ло его ощу­ще­ни­ем покоя.

(По Ф. А. Ви­гдо­ро­вой*)

* Фрида Аб­ра­мов­на Ви­гдо­ро­ва (1915—1965)  — со­вет­ская пи­са­тель­ни­ца, жур­на­лист.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Мама Ан­дрея была на­блю­да­тель­ным че­ло­ве­ком, она на­учи­ла сына ви­деть кра­со­ту окру­жа­ю­ще­го мира и ра­до­вать­ся ей.

2)  Мама раз­ре­ши­ла Ан­дрею пи­сать до­но­сы на од­но­класс­ни­ков и от­да­вать их учи­тель­ни­це.

3)  Ис­то­рия ка­пи­та­на Скот­та, рас­ска­зан­ная мамой, до глу­би­ны души по­тряс­ла Ан­дрея.

4)  Окон­чив лётное учи­ли­ще, Ан­дрей спас ко­ман­ду от­важ­ных ис­сле­до­ва­те­лей на Южном по­лю­се.

5)  Мама по­ни­ма­ла Ан­дрея с по­лу­сло­ва, ей ни­че­го не нужно было объ­яс­нять.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Со­дер­жа­нию тек­ста со­от­вет­ству­ют вы­ска­зы­ва­ния:

1)  Мама Ан­дрея была на­блю­да­тель­ным че­ло­ве­ком, она на­учи­ла сына ви­деть кра­со­ту окру­жа­ю­ще­го мира и ра­до­вать­ся ей.  — под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми №6-21;

3)  Ис­то­рия ка­пи­та­на Скот­та, рас­ска­зан­ная мамой, до глу­би­ны души по­тряс­ла Ан­дрея.  —под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №37;

5)  Мама по­ни­ма­ла Ан­дрея с по­лу­сло­ва, ей ни­че­го не нужно было объ­яс­нять.#8239; — под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми №28 и 51;

Со­дер­жа­нию тек­ста не со­от­вет­ству­ют вы­ска­зы­ва­ния: 

2)  Мама раз­ре­ши­ла Ан­дрею пи­сать до­но­сы на од­но­класс­ни­ков и от­да­вать их учи­тель­ни­це.  — опро­вер­га­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми №26-28.

4)  Окон­чив лётное учи­ли­ще, Ан­дрей спас ко­ман­ду от­важ­ных ис­сле­до­ва­те­лей на Южном по­лю­се.  — опро­вер­га­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми №43-57.

 

Ответ: 135.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (4).
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: обыч­ная
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 3 (964D1D); C77D93
1
Тип 24 № 51070
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 2−5 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 12−14 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 30−33 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 35 со­дер­жит ответ на во­прос, по­став­лен­ный в пред­ло­же­нии 34.

5)  Пред­ло­же­ние 56 по­яс­ня­ет, рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 55.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (4).

2
Тип 25 № 51071
i

Из пред­ло­же­ний 22−29 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (4).

3
Тип 26 № 51072
i

Среди пред­ло­же­ний 5–10 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (4).

4
Тип 27 № 55413
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Ка­ко­ва роль ма­те­ри в жизни че­ло­ве­ка?»

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


5
Тип Д28 № 51073
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Ф. А. Ви­гдо­ро­ва по­ка­зы­ва­ет, какое важ­ное место в жизни че­ло­ве­ка за­ни­ма­ет мама. С этой целью пи­са­тель­ни­ца ис­поль­зу­ет тропы, среди ко­то­рых (А)__________ («ра­дост­ным сме­хом» в пред­ло­же­нии 19, «с мяг­кой на­смеш­кой» в пред­ло­же­нии 34) и (Б)__________ (в пред­ло­же­ни­ях 16, 18). Форма речи  — (В)__________ (в пред­ло­же­ни­ях 14–20, 23–28, 47−53)  — по­мо­га­ет по­ка­зать тес­ную связь между ма­те­рью и сыном, а син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г)__________ (в пред­ло­же­ни­ях 39, 47−49, 54−56)  — подчёрки­ва­ет не­об­хо­ди­мость эмо­ци­о­наль­но­го от­кли­ка на пе­ре­жи­ва­ния в жизни ребёнка».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ана­фо­ра

2)  срав­не­ние

3)  ме­та­фо­ра

4)  гра­да­ция

5)  эпи­те­ты

6)  нео­ло­гиз­мы

7)  во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

8)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

9)  диа­лог

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (4).

6
Тип Д27 C27 № 51223
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). По­яс­ни­те зна­че­ние каж­до­го при­ме­ра и ука­жи­те смыс­ло­вую связь между ними.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (4).