Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 51107
i

(1)Как и когда ро­ди­лась моя страсть к пу­те­ше­стви­ям, лю­бовь к при­ро­де, к своей земле?

(2)В го­лу­бые, ясные дни дет­ства мною вла­де­ла мечта о даль­них ски­та­ни­ях, о счаст­ли­вых ска­зоч­ных стра­нах. (3)На кры­льях во­об­ра­же­ния уно­сил­ся я да­ле­ко над землёю, подо мной про­плы­ва­ли снеж­ные горы, го­лу­бые моря и леса, се­реб­ря­ные реки и озёра. (4)С осо­бен­ным чув­ством смот­рел я на про­ле­тав­ших жу­рав­лей: птицы, их ра­дост­ная сво­бо­да ма­ни­ли меня. (5)Не­да­ром вес­ною, в дни пролёта птиц, с осо­бен­ной силой тя­ну­ло меня стран­ство­вать. (6)Вес­ною  — уже взрос­лым  — обыч­но от­прав­лял­ся я в самые далёкие и удач­ные пу­те­ше­ствия.

(7)Бы­ва­ло­го че­ло­ве­ка, меня и те­перь ра­дост­но вол­ну­ют, не­удер­жи­мо при­тя­ги­ва­ют об­шир­ные про­сто­ры род­ной рус­ской при­ро­ды. (8)Люди, не по­ры­ва­ю­щие связи с при­ро­дой, не могут по­чув­ство­вать себя впол­не оди­но­ки­ми. (9)Как в меч­та­тель­ном дет­стве, по-преж­не­му рас­крыт перед ними пре­крас­ный сол­неч­ный мир. (10)И, как в далёкие дни дет­ства, над го­ло­вою уста­ло­го пут­ни­ка, прилёгшего от­дох­нуть после уто­ми­тель­но­го по­хо­да, ко­лы­шут­ся белые и зо­ло­тые цветы, а вы­со­ко в небе кру­жит, вы­смат­ри­вая до­бы­чу, яст­реб. (11)Что видит он с не­бес­ной го­лу­бой вы­со­ты? (12)Быть может, за­пав­шим в зелёной меже бе­ло­го­ло­вым зай­чон­ком ви­дит­ся ему ма­лень­кий маль­чик с вы­го­рев­шей на солн­це от­кры­тою го­ло­вою?

(13)Я лежу в зелёной траве, вды­хаю влаж­ный запах земли и рас­те­ний, вижу, как по ко­лен­ча­тым стеб­лям вы­со­ких тра­ви­нок не­то­роп­ли­во дви­жут­ся на­се­ко­мые. (14)В вы­со­ком лет­нем небе по­вис­ло пу­ши­стое белое об­ла­ко. (15)Я при­щу­ри­ваю глаза, и мне ка­жет­ся, что плывёт по небу ска­зоч­ное белое чу­до­ви­ще на золочёных рас­пах­нув­ших­ся кры­льях.

(16)От­ле­жав­шись в па­ху­чей траве, на­лю­бо­вав­шись зо­ло­ти­сты­ми лет­ни­ми об­ла­ка­ми, не­движ­но за­стыв­ши­ми в не­бес­ном оке­а­не, с новым при­ли­вом сил под­ни­ма­юсь с тёплой ро­ди­мой земли, чтобы про­дол­жать свой путь среди цве­ту­ще­го мира.

(17)Скром­ная при­ро­да тех мест, где я провёл пер­вые годы моей со­зна­тель­ной жизни, не бли­ста­ла пыш­ною кра­сою. (18)Здесь не было ве­ли­че­ствен­ных гор и скал, окружённых об­ла­ка­ми, эф­фект­ных, со­блаз­ни­тель­ных для ху­дож­ни­ков, по­тря­са­ю­щих па­но­рам. (19)Это был обыч­ный рус­ский про­стор: поля, леса, де­рев­ни с со­ло­мен­ны­ми и де­ре­вян­ны­ми кров­ля­ми, по­рос­ши­ми бар­хат­ным мхом, с туск­лы­ми ма­лень­ки­ми окон­ца­ми, из ко­то­рых вы­гля­ды­ва­ли лица людей. (20)Едешь, едешь, бы­ва­ло, де­сят­ки вёрст, и как бы не из­ме­ня­ет­ся, почти не дви­жет­ся окру­жа­ю­щий тебя пей­заж. (21)Подчёрки­вая за­стыв­шую не­по­движ­ность июль­ско­го дня, поют, за­ли­ва­ясь, по­ле­вые куз­не­чи­ки. (22)Их тон­кий оглу­ши­тель­ный звон не­пре­рыв­но пре­сле­ду­ет пут­ни­ка, тихо бре­ду­ще­го вдоль на­ез­жен­ной, пыль­ной до­ро­ги. (23)Чу­дес­ным, пол­ным бур­ной ра­дост­ной жизни ка­зал­ся мне этот зна­ко­мый и род­ной мир.

(24)Ещё в годы ран­не­го дет­ства хра­нил я тай­ную мечту  — уви­деть и обой­ти мир. (25)С ве­ли­чай­шим увле­че­ни­ем от­да­вал­ся чте­нию книг, в ко­то­рых опи­сы­ва­лись по­хож­де­ния от­важ­ных охот­ни­ков-сле­до­пы­тов. (26)Во­об­ра­же­ние с не­обы­чай­ною силою пе­ре­но­си­ло меня в далёкие стра­ны. (27)За­крыв глаза, я пре­да­вал­ся страст­ным меч­та­ни­ям и уже видел себя пу­те­ше­ствен­ни­ком, ис­ка­те­лем при­клю­че­ний. (28)Я меч­тал о бу­ду­щих пу­те­ше­стви­ях, бес­печ­но и ве­се­ло про­ле­тая над рас­сти­лав­шей­ся подо мною лю­би­мой землёю.

(29)Опи­сан­ные в кни­гах по­дви­ги и при­клю­че­ния вол­но­ва­ли меня не­обы­чай­но. (30)От­ры­ва­ясь от книги, я как бы сво­и­ми гла­за­ми видел сталь­ные до­спе­хи, свер­ка­ю­щие шлемы, мечи  — вы­зван­ные во­об­ра­же­ни­ем ви­де­ния об­сту­па­ли меня, дей­стви­тель­ность ме­ша­лась под­час со сно­ви­де­ни­я­ми. (31)Во снах я видел опи­сан­ных в книге бо­га­ты­рей, страш­ных чу­до­вищ, сра­жал­ся с ними и по­беж­дал.

(32)Труд­но пред­ста­вить те­перь чу­дес­ную игру во­об­ра­же­ния, ко­то­рая вла­де­ла мною в дет­стве. (33)Коня с мо­чаль­ною гри­вой пред­став­лял я живым, го­ря­чим ска­ку­ном-ино­ход­цем. (34)Пламя и дым вы­ры­ва­ют­ся из нозд­рей коня, с се­реб­ря­ных удил па­да­ет кло­чья­ми пена. (35)Вы­стру­ган­ный из лу­чи­ны меч был на­сто­я­щий бо­га­тыр­ский меч-кла­де­нец. (36)С не­со­кру­ши­мою силою по­ра­жал я не­смет­ную вра­же­скую рать, под уда­ра­ми иг­ру­шеч­но­го меча сле­та­ли с вы­со­кой раз­рос­шей­ся кра­пи­вы пу­ши­стые вра­же­ские го­ло­вы. (37)Вра­же­ская рать ле­жа­ла по­вер­жен­ной на поле брани. (38)Вло­жив «окро­вав­лен­ный» меч в ножны, я гордо воз­вра­щал­ся в за­вет­ный свой уго­лок.

(39)Не­мно­гие из нас, взрос­лых, со­хра­ни­ли эту чу­дес­ную спо­соб­ность пре­об­ра­жать­ся. (40)Редки и счаст­ли­вы по­се­ща­ю­щие нас мгно­ве­ния, когда мы опять можем по­чув­ство­вать себя детьми. (41)В даль­них ски­та­ни­ях при встре­че с лю­без­ны­ми серд­цу лю­дь­ми пе­ре­жи­ваю я преж­нее сча­стье, по-преж­не­му креп­ко и ра­дост­но бьётся моё серд­це.

(По И. С. Со­ко­ло­ву-Ми­ки­то­ву*)

* Иван Сер­ге­е­вич Со­ко­лов-Ми­ки­тов (1892—1975)  — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель и жур­на­лист, автор по­ве­стей и рас­ска­зов, пу­те­вых очер­ков о при­ро­де, пу­те­ше­стви­ях и людях труда.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Мечта о даль­них ски­та­ни­ях, о счаст­ли­вых ска­зоч­ных стра­нах овла­де­ла рас­сказ­чи­ком в ран­нем дет­стве.

2)  В юно­сти каж­дую весну рас­сказ­чик от­прав­лял­ся в пу­те­ше­ствие по Си­би­ри и Даль­не­му Во­сто­ку.

3)  Люди, не по­ры­ва­ю­щие связи с при­ро­дой, не чув­ству­ют себя оди­но­ки­ми.

4)  В дет­стве рас­сказ­чик не любил чи­тать.

5)  Вос­по­ми­на­ния о дет­стве и при­ро­де род­но­го края де­ла­ют че­ло­ве­ка счаст­ли­вым.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Мечта о даль­них ски­та­ни­ях, о счаст­ли­вых ска­зоч­ных стра­нах овла­де­ла рас­сказ­чи­ком в ран­нем дет­стве.  — Верно, под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №2;

2)  В юно­сти каж­дую весну рас­сказ­чик от­прав­лял­ся в пу­те­ше­ствие по Си­би­ри и Даль­не­му Во­сто­ку.  — Нет такой ин­фор­ма­ции в тек­сте.

3)  Люди, не по­ры­ва­ю­щие связи с при­ро­дой, не чув­ству­ют себя оди­но­ки­ми.  — Верно, под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №8;

4)  В дет­стве рас­сказ­чик не любил чи­тать.  — опро­вер­га­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №25.

5)  Вос­по­ми­на­ния о дет­стве и при­ро­де род­но­го края де­ла­ют че­ло­ве­ка счаст­ли­вым.  — Верно, под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №40;

 

Ответ: 135.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (2).
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: B3EC60; 5 (3152D1)
1
Тип 24 № 51108
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 4, 5 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ние 18 ука­зы­ва­ет на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 17.

3)  Пред­ло­же­ние 27 по­яс­ня­ет, рас­кры­ва­ет смысл пред­ло­же­ния 26.

4)  В пред­ло­же­нии 30 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 39, 40 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (2).

2
Тип 25 № 51109
i

Из пред­ло­же­ний 35–⁠38 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (2).

3
Тип 26 № 51110
i

Среди пред­ло­же­ний 7–10 най­ди­те такое⁠(-ие), ко­то­рое⁠(-ые) свя­за­но⁠(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. За­пи­ши­те номер⁠(а) этого⁠(-их) пред­ло­же­ния⁠(-ий).

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (2).

4
Тип 27 № 55419
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «В чем цен­ность во­об­ра­же­ния?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


5
Тип Д28 № 51111
i

«Рас­сказ­чик вспо­ми­на­ет о том, как воз­ник­ла у него страсть к пу­те­ше­стви­ям, лю­бовь к род­ной земле. В этом ему по­мо­га­ют тропы: (А)__________ («го­лу­бые, ясные дни дет­ства» в пред­ло­же­нии 2, «се­реб­ря­ные реки и озёра» в пред­ло­же­нии 3), (Б)__________ («про­плы­ва­ли… горы» в пред­ло­же­нии 3). Го­во­ря о вос­по­ми­на­ни­ях дет­ства, пи­са­тель ис­поль­зу­ет приём  — (В) _______ («едешь» в пред­ло­же­нии 20) и син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г) _________ (в пред­ло­же­ни­ях 27, 31)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ан­то­ни­мы

2)  срав­не­ния

3)  лек­си­че­ский по­втор

4)  фра­зео­ло­гизм

5)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

6)  ана­фо­ра

7)  эпи­те­ты

8)  пар­цел­ля­ция

9)  ме­та­фо­ры

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (2).

6
Тип Д27 C27 № 52783
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий по­яс­не­ния к двум при­ме­рам-ил­лю­стра­ци­ям из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Про­ана­ли­зи­руй­те ука­зан­ную смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2022 (2).