Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 51267
i

(1)И вот опять род­ные места встре­ти­ли меня сдер­жан­ным шёпотом оль­ша­ни­ка. (2)Вдали по­ка­за­лись вет­хие крыши ста­рой моей де­рев­ни, вот и дом с по­трес­кав­ши­ми­ся уг­ла­ми. (3)По этим углам за­ле­зал я когда-то под крышу, не­уто­ми­мый в своём стрем­ле­нии к вы­со­те, и смот­рел на синие зуб­ча­тые леса, пря­тал в щелях витых кря­жей не­хит­рые маль­чи­ше­ские бо­гат­ства.

(4)Из этой сос­но­вой кре­по­сти, из этих уди­ви­тель­ных ворот ухо­дил я когда-то в боль­шой и гроз­ный мир, на­ив­но по­кляв­шись ни­ко­гда не воз­вра­щать­ся, но чем даль­ше и быст­рей ухо­дил, тем ярост­ней тя­ну­ло меня об­рат­но.

(5)Ста­рый дом наш за­ко­ло­чен. (6)Я став­лю по­кла­жу на крыль­цо со­сед­ки и сту­паю в сол­неч­ное поле, раз­мыш­ляя о про­шлом. (7)Дет­ство впи­са­лось в мою жизнь далёким нерв­ным ма­ре­вом, рас­кра­си­ло бу­ду­щее яр­ки­ми меч­та­тель­ны­ми маз­ка­ми. (8)В тот день, когда я ухо­дил из дому, так же, как и се­год­ня, вы­зва­ни­ва­ли по­ле­вые куз­не­чи­ки, так же ле­ни­во парил надо мной яст­реб, и толь­ко серд­це было мо­ло­дым и не ве­ря­щим в об­рат­ную до­ро­гу.

(9)И вот опять уво­дит меня в лес­ную ча­що­бу узкая тро­пин­ка, и снова слу­шаю я шум лет­не­го леса. (10)Снова тор­же­ствен­но и мудро шумит надо мной ста­рин­ный хвой­ный бор, и нет ему до меня ни­ка­ко­го дела. (11)И над бором висит в си­не­ве солн­це. (12)Оно щедро, стре­ми­тель­но и бес­шум­но сып­лет в лох­ма­тую про­хла­ду мхов свои зо­ло­тые брыз­ги, а над мхами, слов­но сморённые за пря­жей ста­ру­хи, дрем­лют смо­ли­стые ели. (13)Они глухо шеп­чут порой, как будто воз­му­ща­ясь щед­ро­стью солн­ца, а может быть, соб­ствен­ным дол­го­ле­ти­ем. (14)Под елями древ­ний запах па­по­рот­ни­ка. (15)Я иду чёрной ло­ша­ди­ной тро­пой, на лицо лип­нут не­ви­ди­мые нити па­у­ти­ны, с дет­ским без­за­щит­ным пис­ком вьют­ся пе­ре­до мной ко­ма­ры, хотя ку­са­ют они со­всем не по-дет­ски. (16)Мой взгляд оста­нав­ли­ва­ет­ся на

крас­ных, в белых кра­пин­ках, шап­ках му­хо­мо­ров. (17)Потом вижу, как дятел, опер­шись на рас­то­пы­рен­ный хвост, ко­ло­тит своим не­уто­ми­мым носом сухую дре­ве­си­ну. (18)В лицо мне хле­щут ветки кру­ши­ны, и вот уже я на сухом

месте, и нога едет на скольз­ких иглах. (19)За­гу­дел в сос­нах ветер, и сосны ото­зва­лись без­за­щит­ным ро­по­том. (20)Мне ка­жет­ся, что в их кро­нах взды­ха­ет огром­ный бо­га­тырь-ту­го­дум, ко­то­рый с на­ив­но­стью мла­ден­ца копит свою мощь не себе, а дру­гим. (21)Под это доб­ро­душ­ное ды­ха­ние, слов­но из древ­них веков, нечёткой бе­ло­па­рус­ной ар­ма­дой вы­плы­ва­ют об­лач­ные фре­га­ты.

(22)Мне ка­жет­ся, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощу­щаю каж­дую тра­вин­ку, с маху сдёрги­ваю са­по­ги и бо­си­ком вы­бе­гаю на рыжий пес­ча­ный берег, снова стою над рекой и бро­саю лес­ные шишки в синюю тугую воду, в эту про­хлад­ную ру­са­ло­чью по­стель, и смот­рю, как рас­хо­дят­ся и уми­ра­ют во­дя­ные круги.

(23)Я са­жусь у тёплого стога возле берёз, и мне чу­дит­ся в их ше­ле­сте укор веч­ных сви­де­тель­ниц че­ло­ве­че­ско­го горя и ра­до­сти. (24)Ве­ка­ми род­ни­лись с нами эти де­ре­вья, да­ри­ли нашим пред­кам скри­пу­чие лапти и жар­кую, без­дым­ную лу­чи­ну, рас­ти­ли па­ху­чие ве­ни­ки, розги, по­ло­зья, ко­пи­ли пе­ву­честь для пас­ту­шьих рож­ков.

(25)Я вы­хо­жу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё со­всем не­дав­но было так много де­ре­вень, а те­перь бе­ле­ют одни берёзы. (26)Нет, в здеш­них ме­стах по­жа­ры не часты, и лет пять­сот уже не было на­ше­ствий. (27)Может быть, так оно и надо? (28)Ис­че­за­ют де­рев­ни, а вза­мен рож­да­ют­ся весёлые шум­ные го­ро­да. (29)Я об­ни­маю род­ную землю, слышу теп­ло­ту ро­ди­мой травы, и надо мной ка­ча­ют­ся ку­паль­ни­цы с лю­ти­ка­ми.

(30)Шумят не­вда­ле­ке сосны, ше­ле­стят берёзы. (31)Тихая моя ро­ди­на, ты всё так же не даёшь мне ста­реть и вра­чу­ешь душу своей зелёной ти­ши­ной.

(По В.И. Бе­ло­ву*)

 

* Ва­си­лий Ива­но­вич Белов (1932–2012)  — со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель, поэт и сце­на­рист, один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей «де­ре­вен­ской прозы».

Какие из вы­ска­зы­ва­ний не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Рас­сказ­чик каж­дый год летом при­ез­жал в род­ную де­рев­ню.

2)  Рас­сказ­чи­ка по­сто­ян­но тя­ну­ло на малую ро­ди­ну, не­смот­ря на то что он по­клял­ся ни­ко­гда туда не воз­вра­щать­ся.

3)  Зна­ко­мые с дет­ства места вы­зы­ва­ют у рас­сказ­чи­ка тёплые вос­по­ми­на­ния о вре­ме­ни, про­ведённом в род­ной де­рев­не.

4)  При­е­хав в род­ную де­рев­ню, рас­сказ­чик сразу же от­пра­вил­ся на­ве­стить род­ствен­ни­ков.

5)  По сло­вам рас­сказ­чи­ка, берёзы  — сви­де­тель­ни­цы че­ло­ве­че­ско­го горя и ра­до­сти.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Рас­сказ­чик каж­дый год летом при­ез­жал в род­ную де­рев­ню.  — Не под­твер­жда­ет­ся в тек­сте, на­про­тив, речь идёт о том, что рас­сказ­чик при­е­хал спу­стя много лет после того, как по­ки­нул род­ной дом.

2)  Рас­сказ­чи­ка по­сто­ян­но тя­ну­ло на малую ро­ди­ну, не­смот­ря на то что он по­клял­ся ни­ко­гда туда не воз­вра­щать­ся.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 4.

3)  Зна­ко­мые с дет­ства места вы­зы­ва­ют у рас­сказ­чи­ка тёплые вос­по­ми­на­ния о вре­ме­ни, про­ведённом в род­ной де­рев­не.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 31.

4)  При­е­хав в род­ную де­рев­ню, рас­сказ­чик сразу же от­пра­вил­ся на­ве­стить род­ствен­ни­ков.  — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 6.

5)  По сло­вам рас­сказ­чи­ка, берёзы  — сви­де­тель­ни­цы че­ло­ве­че­ско­го горя и ра­до­сти.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 23.

 

Ответ: 14.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2024 по рус­ско­му языку
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 23 № 45062
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Рас­сказ­чик каж­дый год летом при­ез­жал в род­ную де­рев­ню.

2)  Рас­сказ­чи­ка по­сто­ян­но тя­ну­ло на малую ро­ди­ну, не­смот­ря на то что он по­клял­ся ни­ко­гда туда не воз­вра­щать­ся.

3)  Зна­ко­мые с дет­ства места вы­зы­ва­ют у рас­сказ­чи­ка тёплые вос­по­ми­на­ния о вре­ме­ни, про­ведённом в род­ной де­рев­не.

4)  При­е­хав в род­ную де­рев­ню, рас­сказ­чик сразу же от­пра­вил­ся на­ве­стить род­ствен­ни­ков.

5)  По сло­вам рас­сказ­чи­ка, берёзы  — сви­де­тель­ни­цы че­ло­ве­че­ско­го горя и ра­до­сти.


2
Тип 24 № 45063
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1, 2 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ние 5 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 6.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 9, 10 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 16, 17 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 26, 27 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.


3
Тип 25 № 45064
i

Из пред­ло­же­ний 9−12 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 45065
i

Среди пред­ло­же­ний 15–22 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и од­но­ко­рен­но­го слова. За­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д28 № 45066
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру. По­сле­до­ва­тель­ность цифр за­пи­ши­те в БЛАНК ОТ­ВЕ­ТОВ №1 спра­ва от но­ме­ра за­да­ния 26, на­чи­ная с пер­вой кле­точ­ки, без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

Каж­дую цифру пи­ши­те в со­от­вет­ствии с при­ведёнными в блан­ке об­раз­ца­ми.

 

«Де­лясь с чи­та­те­лем сво­и­ми чув­ства­ми и эмо­ци­я­ми от встре­чи с малой ро­ди­ной, В. И. Белов ис­поль­зу­ет раз­лич­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, в том числе син­так­си­че­ские: (А)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 12, 24) и (Б)_________ (в пред­ло­же­нии 31). Пе­ре­дать со­сто­я­ние рас­сказ­чи­ка, свя­зан­ное с вос­по­ми­на­ни­я­ми о дет­стве, по­мо­га­ют тропы: (В)__________ («синие зуб­ча­тые леса» в пред­ло­же­нии 3, «нерв­ным ма­ре­вом» в пред­ло­же­нии 7, «древ­ний запах» в пред­ло­же­нии 14), а также (Г)________ («укор… сви­де­тель­ниц че­ло­ве­че­ско­го горя и ра­до­сти» в пред­ло­же­нии 23, «рож­да­ют­ся… го­ро­да» в пред­ло­же­нии 28)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  об­ра­ще­ние

2)  ана­фо­ра

3)  про­ти­во­по­став­ле­ние

4)  эпи­тет

5)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

6)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

7)  ввод­ная кон­струк­ция

8)  срав­не­ние

9)  ме­та­фо­ра


6
Тип Д27 C27 № 46384
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.