Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 52691
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

— Вот(1) по­жа­луй­ста,  — про­тя­ги­вая тет­рад­ки, ска­зал он, пред­ва­ри­тель­но гром­ко, со вку­сом, чих­нув,  — у всех «от­лич­но»... Да-⁠с(2) «от­лич­но»! По­здрав­ляю! С пол­ным зна­ни­ем науки ко­раб­ле­вож­де­ния пой­де­те бо­роз­дить мор­ские про­сто­ры под сенью тор­го­во­го флага... По­хваль­но, к тому же(3) зна­е­те(4) и за­ни­ма­тель­но. Ах(5)мо­ло­дой че­ло­век(6) сколь­ко не­пе­ре­да­ва­е­мых кар­тин, сколь­ко не­из­гла­ди­мых впе­чат­ле­ний ждет вас впе­ре­ди! Тро­пи­ки, по­лю­са, пла­ва­нье по дуге боль­шо­го круга...  — при­ба­вил он меч­та­тель­но.  —Я всем этим бре­дил, пока сам не по­пла­вал.

  — А(7)вы разве пла­ва­ли?  — не по­ду­мав, вос­клик­нул я.

  — А как же!  — оби­дел­ся Врун­гель.  — Я-⁠то? Я пла­вал. Я(8) ба­тень­ка(9) пла­вал. Очень даже пла­вал.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

— Вот(1), по­жа­луй­ста,  — про­тя­ги­вая тет­рад­ки, ска­зал он, пред­ва­ри­тель­но гром­ко, со вку­сом, чих­нув,  — у всех «от­лич­но»... Да-⁠с(2), «от­лич­но»! По­здрав­ляю! С пол­ным зна­ни­ем науки ко­раб­ле­вож­де­ния пой­де­те бо­роз­дить мор­ские про­сто­ры под сенью тор­го­во­го флага... По­хваль­но, к тому же(3), зна­е­те(4), и за­ни­ма­тель­но. Ах(5), мо­ло­дой че­ло­век(6), сколь­ко не­пе­ре­да­ва­е­мых кар­тин, сколь­ко не­из­гла­ди­мых впе­чат­ле­ний ждет вас впе­ре­ди! Тро­пи­ки, по­лю­са, пла­ва­нье по дуге боль­шо­го круга...  — при­ба­вил он меч­та­тель­но.  —Я всем этим бре­дил, пока сам не по­пла­вал.

  — А(7)вы разве пла­ва­ли?  — не по­ду­мав, вос­клик­нул я.

  — А как же!  — оби­дел­ся Врун­гель.  — Я-⁠то? Я пла­вал. Я(8), ба­тень­ка(9), пла­вал. Очень даже пла­вал.

 

За­пя­тая 1 для ча­сти­цы «по­жа­луй­ста», ко­то­рая обыч­но от­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми.

За­пя­тые 3 и 4 для ввод­ной кон­струк­ции «зна­е­те», при­вле­че­ние вни­ма­ния со­бе­сед­ни­ка;

За­пя­тая 2 от­де­ля­ет слово-пред­ло­же­ние «Да-с». Тут два мо­мен­та: 1) слова-пред­ло­же­ния «Да» и «Нет» по пра­ви­лам все­гда от­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми; 2) слово «да-с»  — это форма слова «да», но оно из тех времён, когда даже сло­вом «да» можно было вы­ра­зить по­чте­ние и ува­же­ние, ведь «-с»  — это не что иное, как со­кра­ще­ние слова «су­дарь»;

За­пя­тые для об­ра­ще­ний  — 56 и 89.

 

Ответ: 12345689.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 18 ЕГЭ. Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии со сло­ва­ми и кон­струк­ци­я­ми, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ны­ми с чле­на­ми пред­ло­же­ния

ЗА­ДА­НИЕ 18. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ СО СЛО­ВА­МИ И КОН­СТРУК­ЦИ­Я­МИ, ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИ НЕ СВЯ­ЗАН­НЫ­МИ С ЧЛЕ­НА­МИ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты:

  1. Знаки пре­пи­на­ния при об­ра­ще­ни­ях.
  2. Знаки пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах и кон­струк­ци­ях.

Усло­вие:

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Тек­сты для ана­ли­за могут быть раз­ных форм: обыч­ные по­вест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния, осложнённые про­ве­ря­е­мы­ми эле­мен­та­ми; сти­хо­твор­ные тек­сты с ввод­ны­ми сло­ва­ми, об­ра­ще­ни­я­ми меж­до­ме­ти­я­ми  — наи­бо­лее слож­ный тип для уча­щих­ся; также могут быть даны тек­сты-диа­ло­ги (об ак­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии по­доб­ных тек­стов на ЕГЭ 2022-2023 пи­са­ли ана­ли­ти­ки). На РЕ­ШУ­ЕГЭ все формы пред­став­ле­ны.

 

Ком­мен­та­рий:

«Не мень­шие труд­но­сти при вы­пол­не­нии вы­зва­ло за­да­ние 18. Оно про­ве­ря­ло уро­вень вла­де­ния вы­пуск­ни­ка­ми нор­ма­ми по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в про­стом пред­ло­же­нии, ослож­нен­ном сло­ва­ми и кон­струк­ци­я­ми, ко­то­рые грам­ма­ти­че­ски не свя­за­ны с чле­на­ми пред­ло­же­ния. К таким син­так­си­че­ским эле­мен­там от­но­сят­ся об­ра­ще­ния, ввод­ные слова и кон­струк­ции»,  — так пишут в ана­ли­ти­че­ских ма­те­ри­а­лах.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ука­за­ние всех цифр в пра­виль­ном от­ве­те  — это одна из воз­мож­ных си­ту­а­ций, к ко­то­рой эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны быть под­го­тов­ле­ны. Кроме того, в за­да­ни­ях 17–20 пред­по­ла­га­ет­ся также ука­за­ние одной цифры (при усло­вии со­от­вет­ству­ю­щей фор­му­ли­ров­ки за­да­ния). Вер­ное вы­пол­не­ние за­да­ния оце­ни­ва­ет­ся 1 бал­лом, по­ря­док за­пи­си цифр в от­ве­те не имеет зна­че­ния, на­при­мер: 146, 63, 9.

 

Услов­ные обо­зна­че­ния

 

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

1. Вы­де­ли­те под­ле­жа­щие и ска­зу­е­мые, под­черк­ни­те их.

2. Най­ди­те слова, на­зы­ва­ю­щие того, к кому об­ра­ща­ют­ся с речью. Это точно не ме­сто­име­ния, а чаще всего имя сущ. в име­ни­тель­ном па­де­же.

3. Най­ди­те слова, вы­ра­жа­ю­щие раз­лич­ные от­тен­ки зна­че­ний (ввод­ные).

4. По­про­буй­те за­дать к най­ден­ным сло­вам во­прос. Но пом­ни­те, что к со­ю­зам и ча­сти­цам во­прос по­ста­вить тоже нель­зя!

5. За­ме­ни­те слово, ко­то­рое вы счи­та­е­те ввод­ным, его си­но­ни­мом с по­хо­жим зна­че­ни­ем (на­вер­ное  — воз­мож­но; к сча­стью  — к ра­до­сти)

6. Убе­ди­тесь, что ввод­ную кон­струк­цию можно изъ­ять из пред­ло­же­ния, что она точно не ска­зу­е­мое.

 

Раз­берём при­мер.

Видно(1) юноша(2) Вы(3) очень мо­ло­ды, чтобы по­нять меня (4) од­на­ко(5) может (6) так слу­чить­ся, что лет через де­сять вам (7)вдруг (8)вспом­нит­ся наша встре­ча.

На­хо­дим ос­но­вы и обо­зна­ча­ем гра­ни­цы пред­ло­же­ний.

[Видно(1) юноша(2) Вы очень мо­ло­ды], (чтобы по­нять меня), од­на­ко [ может так слу­чить­ся], (что лет через де­сять вам (7)вдруг (8)вспом­нит­ся наша встре­ча). Цифры 3, 4, 5, 6 уби­ра­ем, по­то­му что

«Вы мо­ло­ды» грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва, за­пя­тая 3 не нужна;

под циф­рой 6 знак не нужен, со­став­ное ска­зу­е­мое «может слу­чить­ся», слово «может» не из­вле­ка­ет­ся;

под циф­рой 4 за­пя­тую ста­вим, по­то­му что это гра­ни­ца между пред­ло­же­ни­я­ми, союз «од­на­ко» со­еди­ня­ет две части. Далее, видя, что слово «од­на­ко»  — это союз, уби­ра­ем цифру 5, знак не нужен после союза.

 

Ищем об­ра­ще­ния. Это слово «юноша», к нему об­ра­ща­ет­ся автор. Уби­ра­ем цифры 1 и 2, ста­вим за­пя­тую перед сло­вом «юноша» и после него. Цифры 7 и 8 не нужны, слово «вдруг» на­ре­чие, от­ве­ча­ет на во­прос «вспом­нит­ся как?»

[Видно, юноша, Вы очень мо­ло­ды], (чтобы по­нять меня), од­на­ко [ может так слу­чить­ся], (что лет через де­сять вам вдруг вспом­нит­ся наша встре­ча).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на цифру 1: до об­ра­ще­ния сто­я­ло ввод­ное слово «видно», со зна­че­ни­ем уве­рен­ность/не­уве­рен­ность. Оно точно не ска­зу­е­мое, так как во­прос ни к нему за­дать нель­зя, ни от него. А вот если было так: Видно, что Вы, юноша,..., то слово «видно» стало бы ска­зу­е­мым, видно что?

За­пи­сы­ва­ем цифры в ответ: 124.

 

При­ме­ры слож­ных за­да­ний с по­яс­не­ни­ем

 

Часто встре­ча­ю­щи­е­ся ошиб­ки

1.Не­раз­ли­че­ние омо­ни­мич­ных кон­струк­ций со сло­ва­ми «может быть», «воз­мож­но» и др.;

2.Не­раз­ли­че­ние функ­ций слова «од­на­ко»;

3.От­сут­ствие иден­ти­фи­ка­ции слов и кон­струк­ций как ввод­ных: «по сло­вам Е. Тру­бец­кой», «к моему удив­ле­нию», «сле­до­ва­тель­но», «зна­чит» и др.;

4.При­зна­ние ввод­ны­ми слов, ко­то­рые на самом деле та­ко­вы­ми ни­ко­гда не яв­ля­ют­ся: «бук­валь­но», «ото­всю­ду», «по­это­му» и др.