Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 52696
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

И вот(1) на­ко­нец(2) дол­го­ждан­ный мо­мент на­стал. Сей­час(3) воз­мож­но(4) со­бы­тие это про­шло бы и не­за­ме­чен­ным. Но в то время такие по­хо­ды были в ди­ко­вин­ку. Сен­са­ция(5)так ска­зать. И не муд­ре­но, что с утра в тот день толпы лю­бо­пыт­ных за­пру­ди­ли берег. Тут флаги, му­зы­ка, общее ли­ко­ва­ние... Я встал в руль и ско­ман­до­вал:

— Под­нять па­ру­са, от­дать но­со­вой, руль на пра­вую!

Па­ру­са взви­лись, рас­пу­сти­лись, как белые кры­лья, взяли ветер, а яхта(6) по­ни­ма­е­те(7) стоит. От­да­ли кор­мо­вой конец  — всё равно стоит. Вижу  — нужно при­ни­мать ре­ши­тель­ные меры. А тут как раз бук­сир шел мимо. Я схва­тил рупор, кричу:

—  Эй(8)на бук­си­ре! Прими конец(9) чёрт по­бе­ри!

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

И вот(1) на­ко­нец(2) дол­го­ждан­ный мо­мент на­стал. Сей­час,(3) воз­мож­но,(4) со­бы­тие это про­шло бы и не­за­ме­чен­ным. Но в то время такие по­хо­ды были в ди­ко­вин­ку. Сен­са­ция,(5)так ска­зать. И не муд­ре­но, что с утра в тот день толпы лю­бо­пыт­ных за­пру­ди­ли берег. Тут флаги, му­зы­ка, общее ли­ко­ва­ние... Я встал в руль и ско­ман­до­вал:

— Под­нять па­ру­са, от­дать но­со­вой, руль на пра­вую!

Па­ру­са взви­лись, рас­пу­сти­лись, как белые кры­лья, взяли ветер, а яхта,(6) по­ни­ма­е­те ли,(7) стоит. От­да­ли кор­мо­вой конец  — всё равно стоит. Вижу  — нужно при­ни­мать ре­ши­тель­ные меры. А тут как раз бук­сир шел мимо. Я схва­тил рупор, кричу:

—  Эй,(8)на бук­си­ре! Прими конец,(9) чёрт по­бе­ри!

 

За­пя­тые 3, 4 вы­де­ля­ют ввод­ную кон­струк­цию «воз­мож­но», вы­ра­жа­ет сте­пень уве­рен­но­сти со­об­ща­е­мо­го;

за­пя­тая 5 вы­де­ля­ет ввод­ную кон­струк­цию «так ска­зать», упо­треб­ля­ет­ся для смяг­че­ния какой-либо фор­му­ли­ров­ки; то же, что «если можно так вы­ра­зить­ся»;

за­пя­тые 6, 7 вы­де­ля­ют ввод­ную кон­струк­цию «по­ни­ма­е­те ли», упо­треб­ля­ет­ся при же­ла­нии об­ра­тить вни­ма­ние на что-либо, под­черк­нуть что-либо.

за­пя­тая 8 вы­де­ля­ет об­ра­ще­ние «на бук­си­ре»; ино­гда об­ра­ще­ние может сто­ять не в Им. па­де­же и во­об­ще не быть име­нем сущ.;

за­пя­тая 9 вы­де­ля­ет обо­рот «чёрт по­бе­ри», ко­то­рый все­гда от­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми.

За­пя­тые 1 и 2 не нужны, слово «на­ко­нец» упо­треб­ле­но в зна­че­нии «ждали-ждали, и вот это слу­чи­лось» яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством.

 

Ответ: 3456789.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 18 ЕГЭ. Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии со сло­ва­ми и кон­струк­ци­я­ми, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ны­ми с чле­на­ми пред­ло­же­ния

ЗА­ДА­НИЕ 18. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ СО СЛО­ВА­МИ И КОН­СТРУК­ЦИ­Я­МИ, ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИ НЕ СВЯ­ЗАН­НЫ­МИ С ЧЛЕ­НА­МИ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты:

  1. Знаки пре­пи­на­ния при об­ра­ще­ни­ях.
  2. Знаки пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах и кон­струк­ци­ях.

Усло­вие:

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Тек­сты для ана­ли­за могут быть раз­ных форм: обыч­ные по­вест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния, осложнённые про­ве­ря­е­мы­ми эле­мен­та­ми; сти­хо­твор­ные тек­сты с ввод­ны­ми сло­ва­ми, об­ра­ще­ни­я­ми меж­до­ме­ти­я­ми  — наи­бо­лее слож­ный тип для уча­щих­ся; также могут быть даны тек­сты-диа­ло­ги (об ак­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии по­доб­ных тек­стов на ЕГЭ 2022-2023 пи­са­ли ана­ли­ти­ки). На РЕ­ШУ­ЕГЭ все формы пред­став­ле­ны.

 

Ком­мен­та­рий:

«Не мень­шие труд­но­сти при вы­пол­не­нии вы­зва­ло за­да­ние 18. Оно про­ве­ря­ло уро­вень вла­де­ния вы­пуск­ни­ка­ми нор­ма­ми по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в про­стом пред­ло­же­нии, ослож­нен­ном сло­ва­ми и кон­струк­ци­я­ми, ко­то­рые грам­ма­ти­че­ски не свя­за­ны с чле­на­ми пред­ло­же­ния. К таким син­так­си­че­ским эле­мен­там от­но­сят­ся об­ра­ще­ния, ввод­ные слова и кон­струк­ции»,  — так пишут в ана­ли­ти­че­ских ма­те­ри­а­лах.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ука­за­ние всех цифр в пра­виль­ном от­ве­те  — это одна из воз­мож­ных си­ту­а­ций, к ко­то­рой эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны быть под­го­тов­ле­ны. Кроме того, в за­да­ни­ях 17–20 пред­по­ла­га­ет­ся также ука­за­ние одной цифры (при усло­вии со­от­вет­ству­ю­щей фор­му­ли­ров­ки за­да­ния). Вер­ное вы­пол­не­ние за­да­ния оце­ни­ва­ет­ся 1 бал­лом, по­ря­док за­пи­си цифр в от­ве­те не имеет зна­че­ния, на­при­мер: 146, 63, 9.

 

Услов­ные обо­зна­че­ния

 

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

1. Вы­де­ли­те под­ле­жа­щие и ска­зу­е­мые, под­черк­ни­те их.

2. Най­ди­те слова, на­зы­ва­ю­щие того, к кому об­ра­ща­ют­ся с речью. Это точно не ме­сто­име­ния, а чаще всего имя сущ. в име­ни­тель­ном па­де­же.

3. Най­ди­те слова, вы­ра­жа­ю­щие раз­лич­ные от­тен­ки зна­че­ний (ввод­ные).

4. По­про­буй­те за­дать к най­ден­ным сло­вам во­прос. Но пом­ни­те, что к со­ю­зам и ча­сти­цам во­прос по­ста­вить тоже нель­зя!

5. За­ме­ни­те слово, ко­то­рое вы счи­та­е­те ввод­ным, его си­но­ни­мом с по­хо­жим зна­че­ни­ем (на­вер­ное  — воз­мож­но; к сча­стью  — к ра­до­сти)

6. Убе­ди­тесь, что ввод­ную кон­струк­цию можно изъ­ять из пред­ло­же­ния, что она точно не ска­зу­е­мое.

 

Раз­берём при­мер.

Видно(1) юноша(2) Вы(3) очень мо­ло­ды, чтобы по­нять меня (4) од­на­ко(5) может (6) так слу­чить­ся, что лет через де­сять вам (7)вдруг (8)вспом­нит­ся наша встре­ча.

На­хо­дим ос­но­вы и обо­зна­ча­ем гра­ни­цы пред­ло­же­ний.

[Видно(1) юноша(2) Вы очень мо­ло­ды], (чтобы по­нять меня), од­на­ко [ может так слу­чить­ся], (что лет через де­сять вам (7)вдруг (8)вспом­нит­ся наша встре­ча). Цифры 3, 4, 5, 6 уби­ра­ем, по­то­му что

«Вы мо­ло­ды» грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва, за­пя­тая 3 не нужна;

под циф­рой 6 знак не нужен, со­став­ное ска­зу­е­мое «может слу­чить­ся», слово «может» не из­вле­ка­ет­ся;

под циф­рой 4 за­пя­тую ста­вим, по­то­му что это гра­ни­ца между пред­ло­же­ни­я­ми, союз «од­на­ко» со­еди­ня­ет две части. Далее, видя, что слово «од­на­ко»  — это союз, уби­ра­ем цифру 5, знак не нужен после союза.

 

Ищем об­ра­ще­ния. Это слово «юноша», к нему об­ра­ща­ет­ся автор. Уби­ра­ем цифры 1 и 2, ста­вим за­пя­тую перед сло­вом «юноша» и после него. Цифры 7 и 8 не нужны, слово «вдруг» на­ре­чие, от­ве­ча­ет на во­прос «вспом­нит­ся как?»

[Видно, юноша, Вы очень мо­ло­ды], (чтобы по­нять меня), од­на­ко [ может так слу­чить­ся], (что лет через де­сять вам вдруг вспом­нит­ся наша встре­ча).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на цифру 1: до об­ра­ще­ния сто­я­ло ввод­ное слово «видно», со зна­че­ни­ем уве­рен­ность/не­уве­рен­ность. Оно точно не ска­зу­е­мое, так как во­прос ни к нему за­дать нель­зя, ни от него. А вот если было так: Видно, что Вы, юноша,..., то слово «видно» стало бы ска­зу­е­мым, видно что?

За­пи­сы­ва­ем цифры в ответ: 124.

 

При­ме­ры слож­ных за­да­ний с по­яс­не­ни­ем

 

Часто встре­ча­ю­щи­е­ся ошиб­ки

1.Не­раз­ли­че­ние омо­ни­мич­ных кон­струк­ций со сло­ва­ми «может быть», «воз­мож­но» и др.;

2.Не­раз­ли­че­ние функ­ций слова «од­на­ко»;

3.От­сут­ствие иден­ти­фи­ка­ции слов и кон­струк­ций как ввод­ных: «по сло­вам Е. Тру­бец­кой», «к моему удив­ле­нию», «сле­до­ва­тель­но», «зна­чит» и др.;

4.При­зна­ние ввод­ны­ми слов, ко­то­рые на самом деле та­ко­вы­ми ни­ко­гда не яв­ля­ют­ся: «бук­валь­но», «ото­всю­ду», «по­это­му» и др.